Концепция межмузейного выставочного проекта
|
главная | экспозиции музеев | статьи | контакты | сервис | галерея | фото | история Плеса | форум | ссылки |
|
Прошедшее с 1985, а еще точнее с 1991 года время позволяет, избегая аберрации близости, сравнительно объективно взглянуть на недавнее прошлое, чтобы, абстрагируясь от политических и идеологических оценок и переоценок, произвести анализ эстетических и нравственных идеалов людей недавно прошедшей эпохи. Особенно важным представляется реализация этого проекта именно сейчас, при жизни поколений, выросших при советской власти. Живые, и притом многочисленные свидетели недавнего прошлого помогут в ходе реализации проекта не только выявить его ошибки и слабые стороны, но и в значительной степени констатировать и кристаллизовать представления о "мечтах" нескольких поколений. Авторы в данном проекте не ставят политических, идеологических или каких либо иных целей, влияние на мировоззрение или на его формирование. Задачей проекта является выявление и уточнение содержания и эволюции "мечты" советского человека, притом исключительно в социальном аспекте, сознательно опуская признанные общечеловеческие ценности - материнство, любовь, верность, дружба, самопожертвование и т.п. Они привлекаются только при условии социальной и социально-идеологической сопряженности с ними идей, тем, фабул, произведений искусства. Спектр "мечты" людей советской эпохи, несомненно, был очень широк и разнообразен. Под действием неизбежной цензуры любое искусство в тоталитарной стране могло развиваться только рамках официальной идеологии. Если произведения великих мастеров эпохи Возрождения, созданные в эпоху сожжения ведьм, работы голландских живописцев, написанные в период жесточайших религиозных войн, кстати, и те и другие зачастую написанные на идеологическую тематику, вошли в сокровищницу мировой культуры, то и художественные произведения советской эпохи не могут быть просто нелепостью или курьезом.
Итак. После Октябрьской революции 1917 года слова популярной песни "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" для значительной части населения страны стали олицетворением веры в преображение мира и создание совершенного общества, где все будут равны, не будет войн, расцветут добродетели и исчезнут пороки. Стремление к светлому будущему советских людей находило поддержку в искусстве, основными чертами которого стали: социальная направленность, революционность, стремление к созиданию нового мира.
Главным героем нового искусства стал человек. "Мы реалисты, - писал Алексей Толстой. - Мы стоим перед чудом: рождением нового человека, перековкой сознания, целеустремлений, обычаев, привычек в огромных человеческих массах. Все это в движении, в пути, в строительстве. Общество обязывает нас, участников невиданной эпохи, пластически оформить ее идеи и ее человека". Художники изображали человека нового общества творцом и созидателем жизни. Революция и героика трудовых будней стали ведущими темами нового искусства. Так был рожден новый реализм, крылатый, героический, названный позднее социалистическим. Менее века отделяет нас от того времени, однако, с высоты прожитых и пережитых нашим обществом мощнейших социальных перемен предметы искусства такого близкого, почти вчерашнего дня воспринимаются как ценности давно и бесповоротно ушедшего прошлого. Они остаются документальным свидетельством, пусть не однозначной, но ярчайшей страницы мировой истории, Не зная прошлого нельзя постичь настоящее, а уж тем более, заглянуть в будущее. Более того, молодежь выросшая уже при другом обществе знакома с идеалами того времени только по книгам, а того хуже по, нередко, конъюнктурным телепередачам, желтым газетам. Вместе с тем, сюжеты произведений, отраженная в них действительность, исторические реалии, пусть даже мифологизированные и залакированные под соцреалистический канон, воспринимаются каждым человеком и как часть личной истории. В этом уникальность сегодняшнего момента и объяснение массовой ностальгии по советской эстетике. С утверждением советской власти Иваново становится третьей пролетарской столицей после Москвы и Петрограда и центром "красной губернии". Ивановский союз художников, созданный в 1934 году и верный традициям иваново-вознесенского Пролеткульта, объединил в своих рядах художников, работающих в разных жанрах. Большинство мастеров искусств активно включились в художественную жизнь страны. Ленинский план монументальной пропаганды поставил перед художниками задачи по созданию образов революционеров, политических деятелей, вождей, сюжетов, отражающих события истории. Стали актуальными массовые агитационные формы искусства, в том числе плакат. Плакаты отличались лаконизмом, экспрессивностью, графической четкостью. Они заменяли живого оратора на собрании, митинге, разговаривали с людьми на площадях, заводах и казармах, стенах и заборах, красных уголках и вокзалах. Самой важной чертой советского искусства был оптимизм, желание видеть самое лучшее, красивое в самой жизни и жизни каждого человека. За 75-летнюю историю творческой организации художниками Ивановской области создана обширная галерея образов рабочих, колхозников, творческой интеллигенции, пейзажей, натюрмортов и жанровых картин. В то же время искусство советского периода представляет собой богатейшее наследие, хранящееся в музеях Российской Федерации и мало экспонируемое для широкого круга своих посетителей. Это наследие складывалось в музеях специфично в зависимости от профиля музеев. Музеи Ивановской области обладают уникальным фондовым ресурсом, который по разным причинам не экспонируется и не входит в постоянные экспозиции музеев. Их посетитель может увидеть только в рамках тематических выставок. Между тем, накопленный опыт организации межрегиональных и межмузейных проектов позволяет объединить в одном выставочном пространстве лучшие художественные произведения из фондовых коллекций областных музеев, посвященные любой избранной теме. Предлагаемая авторами концептуальная идея - экспонирование произведений советского искусства во всех его жанрах в контексте предметного мира, окружавшего советского человека в быту и труде. Делается попытка показать, как средствами искусства пропагандировалась, внушалась вера в светлое будущее, и как менялось представление о светлом будущем в ходе развития страны. Структура экспозиции предполагает условное разделение на четыре основных, хронологических отрезка: (1917-1932) - "Детство" (рождение нового человека и рождение страны) Страна: Поиск новой культуры и путей ее построения, возможности творческого плюрализма, , идеалы. (агит. плакат, агит.текстиль, агит.фарфор, живопись, буденовка, булыжник). Человек: Счастливое детство, пионерский лагерь, октябрятские и пионерские организации (знамя, барабан, горн, вымпел, книги, журналы, фотографии, фотоальбомы, марки, открытки, ) (1932-1953) - "Юность" (юность человека и юность страны) Стахановское движение, достижения народного хозяйства, военные и послевоенные годы. энтузиазм Процесс построения социалистической культуры (1954-1982) - "Зрелость" (зрелость человека и зрелость страны) (1983-1991) - "Разочарования" (новый человек и новая страна) Признание и попытка исправления допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму. Апофеоз разочарования - распад СССР.
В качестве экспонатов выставки представлены авторские произведения (живопись, графика), филокартия, фалеристика, фотографии, документы, лаки, керамика, агитационный текстиль, одежда и др. Выставка занимает пять залов анфилады 1-го этажа Музея пейзажа. Движение посетителя по экспозиции происходит в строго запланированном направлении - от первого зала к пятому, к светлому будущему, которое представляет собой некий светящийся и отражающийся в зеркале символ. К светлому будущему, через всю анфиладу, ведет красная дорожка. Экспонаты располагаются по обе стороны от дорожки. Основной цвет экспозиции - красный. Красный в контексте выставки воспринимается как символ Советского Союза и акцентирует внимание музейного посетителя на проблеме (? семантике) цвета в советском искусстве и, в частности на доминирующий красный. Начиная с 1918 года слово "красный" стало проводником мифического мировосприятия. Оно настойчиво помечало названия газет, журналов, фабрик, колхозов, воинских частей, институтов, городов. Большинство бытовых вещей - посуда, мелкая пластика, текстиль, открытки, флаконы для духов - были выдержаны в том же духе. Тема праздника, коллективный труд, отдых, спорт, счастье от выполненной трудовой задачи были темами, которые приветствовались искусстве. На уставшего от послевоенных невзгод советского человека монументальные красочные полотна, часто написанные целой бригадой живописцев, действовали как "успокаивающая терапия". Сейчас красный цвет воспринимается как нечто обыденное. Несколько поколений советских людей жили и работали в Советском Союзе. При его распаде в 1991 году многие понятия утратили свое значение и в людской памяти остались символами необретенной мечты о создании совершенного общества. Доминирующий красный в контексте выставки - утраченный символ прежней жизни (красная пятиконечная звезда, красный флаг, вымпелы, красный галстук, значки, членские билеты ВЛКСМ и КПСС, лозунги, "красный уголок"). Эти смысловые значения были отражены в произведениях советского искусства, сопровождали в быту и утверждались советской пропагандой более семидесяти лет. Тематическая структура выставки выстраивается по хронологии и одновременно по тематическим комплексам, представляющим основные вехи истории советской России и стилевые особенности ее интерпретации в искусстве. Авторами предлагаются следующие тематические блоки: Революционное искусство Производственное искусство, социалистическое строительство, ударничество. Интернационализм. Молодежное фестивальное и олимпийское движение. Сквозными темами, проходящими через весь изобразительный ряд являются: образ воина-освободителя миф о "светлом будущем" политические детские и молодежные организации ("октябрята", "пионеры", "комсомол") Данный проект впервые реализуется в Ивановской области на базе коллекции Плесского музея-заповедника. Предметный ряд будет поддержан фондовыми коллекциями других областных и муниципальных музеев. Предполагается экспонирование выставки в музеях-партнерах.
|