"Течет река Волга..."
(100-летний юбилей народного художника России Бориса Щербакова)

главная экспозиции музеев и коллекции статьи контакты сервис вниманию застройщиков выставки и мероприятия фото история Плеса ссылки
Плесский музей на facebook Плесский музей в VK Плесский музей на twitter Плесский музей на youtube официальные документы Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная

"Течет река Волга..."
(100-летний юбилей народного художника России Бориса Щербакова)


О.В. Чурюканова
ведущий научный сотрудник Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, кандидат исторических наук


Б. Щербаков. Автопортрет
Борис Щербаков. Автопортрет
В этом году 7 апреля исполняется 100 лет со дня рождения народного художника России Бориса Валентиновича Щербакова (1916-1995), уникального мастера русского живописного искусства ХХ века. Благодаря таланту и высочайшему профессиональному мастерству автора, его трудолюбию и отношению к искусству как к «делу святому, которому нужно посвятить всю жизнь без побуждений корысти и карьеры», он занимает особое место в отечественной культуре. Поклонниками творчества Бориса Щербакова являются миллионы людей, а его многочисленные выставки всегда привлекали внимание публики и критики. Плесский музей-заповедник гордится тем, что хранит две работы мастера: «Волга в ветреный день» (1983, х.м., 74х92) и «Волга. Ветрено» (1983, х.м. 62х74). Поклонниками творчества Бориса Щербакова являются миллионы людей. Его многочисленные выставки всегда привлекали внимание публики и критики.

Жизненный путь художника совпал с одним из самых трагических периодов российской истории, но он мужественно выдержал все испытания, выпавшие на его долю, оставаясь верным Родине и Искусству. Борис Валентинович Щербаков родился 7 апреля 1916 г. в Петрограде. Дар художника достался ему по наследству: отец, Валентин Семенович, учился у И. Репина и окончил Академию художеств в 1909 г. В 1918 г. семья переехала в Казань, где предложение должности театрального художника давало отцу надежду на возможность обеспечить семью. Так, вместо игрушек Борису служили кисти, холсты и краски. А затем, ради шутки, отец отдал рисунки сына на выставку футуристов, и их… приняли. Это событие можно считать началом творческой биографии художника. Вначале Борис подражал отцу: расписывал декоративные тарелки, в то время как отец работал на фарфоровом заводе в Ленинграде, куда переехала семья.

Тринадцатилетний Борис с удовольствием прислушивался к советам друзей отца – например, художника А. Рылова, с которым вместе ходил на этюды. В 1933 г. Борис Щербаков стал студентом академии художеств, во время руководства ею ученика И. Репина – И.И. Бродского. Художественная школа тогда строилась на реалистических основах, на использовании опыта и традиций мирового реалистического искусства, а также утверждения основ метода соцреализма. В 1939 г. Борис окончил Академии с дипломной картиной «Редакция газеты «Правда». Год 1917-й». Но Бориса Щербакова влекут мощные исторические фигуры, и он замыслил два полотна: «Суд народный» (1940-1986) с образом Степана Разина и «Петр I принимает послов в кузнице» (1945).

Во время Великой Отечественной войны Борис Щербаков был призван в ряды Красной Армии и командиром саперного взвода участвовал в подготовке обороны Москвы перед наступлением врага осенью 1941 г. Он всегда оставался художником, создавал серию фронтовых рисунков, писал портреты солдат. А после демобилизации, вернувшись в Москву, Щербаков серьезно увлекается портретным жанром, натюрмортом в стиле «малых голландцев». В 1952 г. художник удостоен Гос. Премии СССР за серию портретных образов ученых, писателей, артистов. Потом поездки за границу, изучение западноевропейской школы. И к 60-м годам Борис Щербаков обращается к пейзажу, который останется главной темой его искусства.

Для картин Щербакова характерна панорамность произведений, которая дает более полное представление о природе. Он умело сочетает обобщение с передачей своеобразия каждого мотива. Пейзажи – неповторимо-индивидуальны, лиричны, эпичны. Щербаков прославляет широту и величие русской земли и в цикле, посвященном Волге. Именно в этих работах художнику удалось наиболее полно передать бескрайность волжских просторов и создать образ исконно русский. К этому циклу принадлежат картины мастера, которые хранятся в фондах Плесского музея-заповедника: «Волга в ветреный день» и «Волга. Ветрено».

Щербаков Б.В. Волга в ветреный день
Щербаков Б.В. Волга в ветреный день. 1983, х.м.
Поэтическая одухотворенность пейзажей Бориса Валентиновича Щербакова, будь то развернутые панорамные пейзажи-картины или полузаброшенные уголки старых усадеб, величественные просторы волжских берегов или скалистые берега горных рек Кавказа, рождают в людях светлое чувство радости и любви к Родине. Всего художником было написано несколько тысяч произведений. Более тысячи из них было выставлено на огромной персональной выставке в Москве в Манеже в 1991 году, где проявился не только масштаб, но и разнообразие его таланта. Искусство художника нельзя было назвать «модным»: оно говорит о вечных ценностях: любви, добре, красоте, гармонии человеческого духа, - и поэтому будет дорого людям всегда. Зрители признали его классиком еще при жизни, даже слабые копии его картин тиражируются и охотно покупаются по всей стране, а многие весьма популярные «мастера живописи» не гнушаются плагиатом, но это уже не имеет значения. Самого художника нет, но он оставил огромное творческое наследие. Его картины хранятся в музеях частных коллекциях по всему миру; его альбомы репродукций берегут, словно драгоценность. Его творчество будет привлекать людей во все времена, независимо от веяний моды, стран и континентов, так как оно несет мощнейший позитивный заряд.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved