Обзор отечественной живописи 80-х гг. XX в.
|
главная | экспозиции музеев | статьи | контакты | сервис | галерея | фото | история Плеса | форум | ссылки |
|
Ивенский С.Г. В Плесе. Полдень. 1987, к.м. Востоков Е.И. Зимой в Михневе. 1980, х.м. Козодьян Н.Г. Зима. 1980-е, х.м. Агеев М.С. Весна. Облачный день. 1982, х.м. Агеев М.С. На озере. 1983, х.м. Агеев М.С. Плес. Церковь на г. Свободы. 1985, х.м. Агеев М.С. Сельский дворик. 1980, х.м. Кротов А.К. Весна в Плесе. 1984, х.м. Ниткин Г.А. Осенний Плес. 1982, х.м. Орлов Б.В. Освещенный солнцем. 1988, х.м. Орлов Б.В. Осенний пейзаж с кладбищем. 1987-88, х.м. Пахров В.А. Река Мста. 1981, х.м. Семенов А.И. Этюд. Плес. Ул. Кирова. 1986, х.м. Семенов С.В. Клумба с кактусом. 1987, х.м. Фролов К.П. Зимка. 1981, х.м. Чернов В.В. Снежная замять. 1985, х.м. Антохин А.М. Королев А.М. 1982, х.м. Морохова Л.А. Портрет. 1987, х.м. Мутовкин Б.А. букет русских полей. 1982, х.м. Мутовкин Б.А. Золотой полдень. 1987, х.м. |
Художественная жизнь второй половины XX в. характеризуется активной выставочной деятельностью: в середине 80-х годов началось соревнование, кто привлечет на свои выставки больше зрителей, оказалось, что выставка может стать центром общественного интереса. Обстановка гласности вывела на выставочные стены многое из того, что при иных условиях осталось бы стоять в мастерских живописцев. Тематика, смысловое наполнение, образные системы искусства 80-х обратились к проблеме духовного начала в современном мире. Классическое искусство, архаика и античность, икона, Возрождение, барокко, классицизм, реализм XIX века в опять стали актуальными.
Достижения отечественного изобразительного искусства 80-х очевидны - достаточно даже мысленно вспомнить созданные в эти годы лучшие полотна, графику - и перед нами откроется целый пласт художественной культуры, обладающей огромным эстетическим потенциалом и ярким своеобразием. В 80-е годы возросла полифункциональность искусства, его самосознание как самостоятельной ценности, утвердилось значение искусства как искусства, как творческой деятельности, предназначенной не для служебно-прикладных целей, а способной и призванной по своим законам, в присущих искусству образно-пластических формах осуществлять социально- эстетическую миссию. Плесский музей-заповедник обладает небольшой по объему, но разнообразной по стилю и жанрам коллекцией живописи 80-х гг. XX века: 67 имен художников, чье творчество получило признание не только в Ивановском крае, но и в искусстве России, более 100 полотен, написанных в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, сюжетно-тематической картины. Отметим преобладание пейзажных работ в процентном соотношении 70/30 относительно других жанров живописи. Это объясняется сложившейся в Плёсе еще со времен И. Левитана особой "культуры Пейзажа": с 1888 г. городок стал меккой для русских художников-пейзажистов, а с появлением пленэра "Зеленый шум", и для иностранных мастеров кисти. В 1997 г. в Плёсе был открыт единственный в своем роде Музей пейзажа, один из разделов постоянной экспозиции которого должен был образовать блок из работ живописцев советского периода, в чьем творчестве фигурировали Плёс, Волга, традиции "левитановского лирического пейзажа". Таким образом, при кажущейся разнохарактерности, коллекция советской живописи формировалась с соблюдением жанрового и стилевого единства. Пейзажная живопись 80-х гг. XX столетия представлена в собрании Плесского музея-заповедника хрестоматийными именами Л. Бродской, С. Ивенского, Е. Востокова, Н. Козодьяна, В. Федорова, М. Малютина, Б. Лукина, М. Агеева, А. Кротова, А. Яковлева. Лирический пейзаж этих мастеров воспринимает и подчиняет себе различные живописные традиции и манеры: сказывается влияние реалистической живописи, восходящей ко второй половине XIX в., проявляется опыт импрессионистической живописи, претворяются некоторые декоративные приемы стиля модерн. Характерный облик природы или города, то состояние, в котором она запечатлевается пейзажистом, зачастую включает в себя представления о поэтическом своеобразии родной земли, которые складываются в эстетической сфере национального самосознания. Здесь вырисовывается вполне отчетливая линия живописи, ставящая своей целью создание обобщающего образа родины, который раскрывается автором в лирических мотивах, например, в одухотворенных строгой просветленной красотой образах русской природы в пейзажах А. Кротова и С.Г. Ивенского, но чаще всего получает эпически-мажорное, романтическое воплощение. В этом духе создаются произведения, концентрирующие в себе идеи национального пейзажа: величественные своим размахом картины М.С. Агеева, темпераментные, бурные пейзажи В.А. Федорова. Реалистический метод изображения - один из самых трудных для художника. Он заставляет думать о максимальной эффективности каждого формального приема в образном раскрытии жизненного содержания, обладающего многообразием черт и характеристик, которые приходится переводить на язык искусства. Традиции русской реалистической школы последовательно развивали советские художники "старшего" и "младшего" поколений: Г. Максимов, Г. Ниткин, Б. Орлов, В. Пахров, А. Семенов, К. Фролов, В. Чернов и др. Визуальный образ современника за период, отправной точкой которого можно считать XX съезд компартии и полет человека в космос в 1961 году, до 80-90-х годов - времени новых кардинальных преобразований в обществе, претерпел в живописном искусстве существенные изменения. Акценты в трактовке образа современника смещались от романтически настроенного, бескорыстного патриота своей Родины, будь то первооткрыватель новых земель, новых месторождений полезных ископаемых или доблестный защитник её рубежей, до человека, разочаровавшего в старых идеологических принципах, ищущего выход из сложившейся ситуации и желающего обрести личную свободу от обязанностей, навязываемых общественным устройством, несущего персональную ответственность именно за себя. Во второй половине XX в. в трактовке портретного образа художники, как правило, отдают предпочтение длительным состояниям модели: раздумьям и переживаниям. В образах портретируемых нет ничего мимолетного, преходящего; внимание сосредоточивается на ведущих чертах личности. Собрание 80-х гг. XX в. представлено немногочисленными, но разнообразными по замыслу и стилистическому решению портретными работами: А. Федорова "Портрет отца" (1984), "Екатерина Михайловна" (1983), А. Антохина "Королев А.М." (1982), Л.А. Мороховой "Портрет" (1987), Б.В. Орлова "Освещенный солнцем" (1988). В последние годы XX столетия получил свое дальнейшее развитие жанр натюрморта. Многокрасочная мелодия природы звучит в работах Б. Мутовкина "Букет русских полей"(1982), "Золотой полдень" (1987), "Новые заботы" (1981), "Кузня дяди Вани" (1980); В. Поюрова) "Букет" (1982), "Три тыквы" (1980-е), А. Мудрецова "Осенний букет" (1988), Е. Николаевой "Полевые цветы" (1986). Еще реже художники обращались к сюжетно-тематической картине. Развитие этого жанра, судя по представленным в собрании работам, приостановилось в 60-е гг. Образы, созданные Н. Афанасьевым и Л. Богомольцем отсылают нас ко времени активного строительства молодой страны, времени пятилеток и трудовых побед: "Московский речной порт" (1980) и "Онежское озеро" (1980) - пейзажи, выполненные в духе соцреализма. Т. Гижевская, А. Яковлев и А. Снегирев обратились к теме трудовых будней советского человека: женщины в овощехранилище, перебирающие картошку, полуденная заводская смена, узбек, пасущий стадо овец - вот такие незатейливые сюжеты разрабатывают авторы довольно больших по своему масштабу полотен. Темой, к которой обращаются художники всех поколений, была и остается Великая Отечественная война. Своеобразно, смело и широко трактуют образы войны талантливые ивановские живописцы: В. Жемерикин "Военные годы" (1981), В. и Н. Родионовы "Память" (1984). Любая значительная живописная работа, рассмотренная нами - это вопросы, вопросы, вопросы: куда мы идем? кто мы? в чем наша цель, наша перспектива? В 70-е и 80-е люди словно устали от концептуального искусства и понемногу вернулись к изобразительности, цвету и фигуративности. В 80-е наряду с реалистической установкой и ее антиподом, конформистским ремесленничеством, перед художниками как бы возник "третий путь": перспектива искусства, заявляющего о своей независимости от прочих областей социальной практики, от общепринятой, традиционной иерархии материальных и духовных ценностей жизни. Сейчас много спорят о традициях отечественного искус-ства. Есть духовная традиция, которую искусство советское, искусство новейшее унаследовало от больших художников дореволюционной России. Это ум, сердце, творческое воображение, открытые насущным тревогам сограждан, человеческим борениям современности. Это потребность создавать искусство, соразмерное жизни - ее всеохватным запросам. |
Поюров В.С. Букет. 1982, х.м. Поюров В.С. Три тыквы. 1980-е, х.м. Мудрецов А.И. Иней. 1984, х.м. Мудрецов А.И. Осенний букет. 1988, х.м. Николаева Е.Я. Полевые цветы. 1986, х.м. Афанасьев Н.Г. Московский речной порт. 1980, х.м. Богомолец Л.К. Онежское озеро. 1980, х.м. Гижевская Т.В. Весна. Подготовка к севу. 1980, х.м. Яковлев А.А. Ветреный день. 1986, х.м. Яковлев А.А. Ямбург. Полуденная смена. 1986, х.м. Снегирев А.В. Весна. 1979-80, х.м. Родионовы В.В. и Н.П. Память. 1984, х.м. Коновалова Н.В. Пейзаж. 1980, орг.м. Щербаков Б.В. Волга в ветреный день. 1983, х.м. Изотов М.Н. Лето. 1983, х.м. Максимов Г.Г. Плес. Переулок Залом весной. 1983, к.м. Максимычев Н.В. Бархатный свет. 1988, х.м. Переверзева А.К. Невеста с подругами. 1980, х.м. ЯСорокин В.С. Городище. 1981, х.м. Чистов Е.В. Последние листья. 1984, х.м. Шушунин А.Е. Натюрморт. 1980, х.м. |
Copyright © http://www.plyos.org All rights reserved admin@plyos.org |