Эстетическая оценка долины реки Шохонки в городе Плёсе

главная экспозиции музеев и коллекции статьи контакты сервис вниманию застройщиков выставки и мероприятия фото история Плеса ссылки
Плесский музей на facebook Плесский музей в VK Плесский музей на twitter Плесский музей на youtube официальные документы Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная

Эстетическая оценка долины реки Шохонки в городе Плёсе // Левитановские чтения: материалы научно-практической конференции, Плес, 2011. С. 145 - 155.


М.П. Шилов


Основу красоты природы составляет оптимальное разнообразие ее элементов и их гармоничное сочетание. Это требование вполне присутствует в долине Шохонки. По мнению геолога Г. В. Обидиентовой “Речка Шохонка коротка, всего несколько километров, но многоводна. Пересекая Плёс, она увеличивает красоту живописных пейзажей города. Так, что тектоника, внутренние силы земли, способствуют возвеличиванию Плёса, этого удивительно гармоничного сочетания природы и древнего города” [6, с. 7].

В США особенно ценится дикая природа, как якобы созданная божественными силами. В отечественной и западной традиции акцентируется внимание и на природу, облагороженную человеком. По мнению А. М. Горького “Самая высшая красота там, где встречаются две природы – естественная и созданная человеком”. Более 200 лет назад в своей знаменитой поэме “Сады” Жак Делиль отводил человеку великую творческую роль: “Мир создал бог, украсил – человек!” [5, с. 47]. Человек инстинктивно стремится соприкоснуться с миром дикой природы, как творением всевышнего. Однако, для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, он неизбежно изменяет дикую природу. При разумном неспешном осмысленном подходе, изменяя дикую природу, человек создает потрясающей красоты ландшафты, не менее красивые, чем дикие, первородные, что мы и видим на примере долины р. Шохонки. Прав В. А. Беляев, когда задавал вопрос о том, чем “конкретно притягивает Плёс? Прежде всего, визуальной многоплановостью городских видов. Только представим себе на минутку, что уникальный ландшафт места – не заселен людьми и весь покрыт деревьями и кустарником. Поехали бы сюда художники? Ответ очевиден [4, с. 248].

Здесь, в долине Шохонки, в ограниченном пространстве гармонично сочетаются окультуренные антропогенные ландшафты – Заречная (Рыбная), Троицкая и Горная слободы и дикая природа – местечко “Ключи”. В долине Шохонки, на протяжении, по меньшей мере, шести столетий, человек, адаптируя природу к своим потребностям, застройкой ландшафта соразмерными человеку малоэтажными домами, создал картину, которая поражает жителей крупных городов и мегаполисов своей особой гуманной привлекательностью. Вот эта гармония природы и человека, эта поистине одухотворенная очеловеченная природа и является причиной особой красоты и притягательности Шохонки.

В долине Шохонки – в наличии и в гармоничном сочетании все основные стихии природы: богатейший рельеф, воды великой русской реки Волги, постоянно журчащая р. Шохонка, напоенный ароматами трав воздух, растения, птицы и архитектурные объекты, удачно вписанные в ландшафт. Все это в гармоничном сочетании и создает основу идеальных пейзажей. С эстетических позиций – Шохонка и её долина – это и эталон среднерусской природы, и одновременно её величайшее творение. Не случайно про Плёс очень точно сказали – “Жемчужина Волги”, “Город улыбка”. Все это относится и к долине Шохонки.

При эстетической оценке ландшафтов учитывается панорамность, композиционность, контрастность, число наблюдаемых элементов (детальность). Обойдя долину Шохонки в её устье (Чанище), 1–3 октября 2011 г. (в период золотой осени), мы всюду отмечали необычайной красоты пейзажи и попытались оценить их по 10-бальной системе:

• с дорожки, проложенной по верхней части восточного склона Соборной горы (с одной наиболее выигрышных линий обзора во всем Плёсе), открывается величественная панорама Волги, долины Шохонки и Заречья (10 баллов). В ярко-пёстром Заречье, на фоне зелени привлекательны кирпичного цвета кровли домов (особенно из черепицы), несколько диссонируют с ними кровли из белого кровельного металла (9 баллов). Хорошо виден и очаровывает своей таинственностью Вичугский проезд. Справа взор невольно останавливают своими контрастами “Ключи”, где на общем золотистом фоне просматриваются темно-зелёные кроны елей. Чуть пожелтевшие кроны берёз просто великолепны (10 баллов);

• с моста-дамбы через Шохонку, с нижних обзорных точек великолепно раскрывается долина этой малой речки; на заднем плане привлекает превосходный вид на “Ключи” (10 баллов). Развернувшись на 1800, мы созерцаем Волгу – великую русскую реку в непосредственной близости и этот контакт с нею невольно вызывает в душе восторг, чувство сопричастности с великим и возвышенным (10 баллов). Отсюда же открывается прекрасный вид на ул. Никольскую (бывшая ул. Кропоткинская) и Никольскую часовню, на Варваринскую (бывшая ул. Луначарского) (9 баллов);

• с западного склона горы Левитана – потрясающий вид на Волгу, Заволжье, Соборную гору, Панкратку, на храм Великомученицы Варвары (10 баллов). Вершина самой горы после вырубки деревьев пока не приобрела высоких декоративных свойств (2 балла);

• экскурсия по ул. Мельничной радует и вдохновляет великолепными видами на Панкратку. Видны силуэты Троицкого и Успенского храмов на Соборной горе (10 баллов). На южном конце ул. Мельничной долина Шохонки резко сужается. Проходя далее вверх по долине, невольно замечаешь запустение на территории бывшего РСУ: полузаброшенные каменные строения, разбитая грунтовая дорога, строительный мусор и бурьян (1–2 балла). Далее долина реки поросла чёрно- и сероольховниками высокотравными, местами с участием клёна остролистного и рябины обыкновенной с господством крапивы двудомной (1–3 балла). В районе горнолыжной трассы красивая группа сосен по склону (7 баллов). Ширина русла Шохонки пульсирует, местами достигает 5–6 м, течение быстрое, вода катится по камешкам и булыжникам, журчит и оставляет глубокое впечатление. Стволы вязов и ольх, перевитые хмелем, создают сказочное впечатление. Здесь множество камерных живописных пейзажей (5–7 баллов), имеющих, по крайне мере для некоторых художников не меньшее значение, чем панорамные виды Плёса [1].

• возвратившись обратно вниз по течению, мы поднимаемся по склону Панкратки, по асфальтированной дорожке на открытую веранду частного отеля “Волга-Volga”. С неё открывается очень красивая панорама Соборной горы, русла Волги и Заречья (9 баллов). Из южных окон отеля открывается великолепный вид на “Ключи”;

• от частного отеля “Волга-Volga” по деревянной лестнице поднимаемся в гостевой дом “Частный визит”, в котором удачно устроены так называемые палубы – площадки для осмотра окрестностей и любования здешними пейзажами. По мере перемещения с нижней палубы на верхнюю, обзор расширяется, пейзажи сменяются от красивых до потрясающих (от 8 до 10 баллов). Отсюда раскрываются виды на долину Шохонки и на Волгу, Заволжье, на местечко “Ключи”. Сам склон Панкратки порос крупностебельным разнотравьем, бурьяном (3 балла) и совсем не гармонирует с окружающей красивой местностью.

Удивительны и поражают особой красотой сезонные проявления Плёсской природы, и в частности, в долине Шохонки. Плёс очень красив в палитре красок золотой осени, в белых снегах, в звонком журчании весенних ручьев, в летнем благоухании растений.

Золотую осень рисовали известные художники: И. И. Шишкин, В. Д. Поленов, И. С. Остроухов, К. Я. Крыжицкий, С. А. Виноградов, И. И. Бродский и многие другие. Но только И. И. Левитану, который золотую осень на своих полотнах отразил трижды (1895, 1896, 1889), удалось выявить наиболее характерные черты. И ныне этот период времени года мы воспринимаем, как он отражен великим художником в картине “Золотая осень”. Вероятно, как и для Пушкина, осень была любимым временем года и для Левитана. Не случайно он написал около ста “осенних” картин, не считая многочисленных этюдов, эскизов, рисунков и набросков. Красивые золотистые и багряные тёплые тона умиляют и вдохновляют человека. Эта, как бы своеобразная, последняя перед суровой зимой, радость природы, особенно в погожие дни бабьего лета, невольно передается и человеку. Для изображения осени, долина Шохонки и Плёс с окрестностями в целом – это уникальные места в ландшафтах средней России. По нашим наблюдениям красивейшие пейзажи осени в районе Плёса можно сравнить лишь с дальневосточной уссурийской тайгой.

Благодаря важным особенностям, р. Шохонка и её долина, как и Плёс, безусловно, является своеобразным природным и культурным феноменом.

1. Долина Шохонки – историческое место. Она сыграла очень важную роль в возникновения Плёса, и в его дальнейшем развитии. Как известно, причиной закладки Плёсской крепости в 1410 г. стали геополитические соображения. Уникальность “геометрии” ландшафта обусловила размещение города на крутом правом берегу Волги северной экспозиции и в долине р. Шохонки, как наиболее пригодной для возникновения посада.

2. Долина Шохонки – мемориальное пространство И. И. Левитана. На берегу Шохонки, в нынешнем здании музея его имени, он прожил в общей сложности три летних сезона (1888–1890 гг.). Он ежедневно наблюдал, пейзажи Шохонки и талантливо отразил их на многочисленных этюдах и в своих знаменитых картинах. Говорят, невозможно понять писателя без знания среды, в которой он жил и творил. Еще в большей степени это положение относится к художникам, так как среда, в которой они обитают, является не только главным стимулом их творчества и вдохновения, но и основным объектом наблюдении, исканий и творчества.

3. Долина Шохонки – уникальный пленэр. Как и Плёс, долина Шохонки раскрыта на север и благодаря своеобразной светопластике [1–4] создает необычайно сильное сказочное и иное впечатление. В течение суток освещение Чанища постепенно смещается по мере перемещения солнца на небосводе. Это уникальное явление светопластики, в наши годы всесторонне раскрытое и осмысленное В. А. Беляевым [3, 4], позволило Левитану глубже понять красоту пейзажей русской природы. Пейзажи долины Шохонки, плёсские пейзажи, благодаря Волге, крупнейшей реке в Европе – это пейзажи европейского масштаба и уровня [2].

4. Долина Шохонки (вместе с Соборной горой) – священное место Плёса. Представители православной церкви хорошо осознавали культовое значение Шохонки и эффективно использовали её в своих миссионерских целях. Уже в XV в. на правом берегу Шохонки, на месте нынешней Никольской часовни была построена деревянная церковь. В настоящее время низовье долины р. Шохонки находится в ожерельи 5 церквей и часовни. Церкви венчают горы (Петропавловскую, Панкратку и Соборную), создавая эффект их художественной завершенности. Все это придает данному месту особую культовую значимость, а также и выдающуюся художественную ценность, что так талантливо отражено И. И. Левитаном и многими художниками вслед за ним.

Не менее любопытны и важны и другие особенности Шохонки и её долины.

5. При нынешней ширине русла в 2–3 м близ впадения в эстуарий, она образует обширную долину – “Чанище”, которая в устье по линии Воскресенская деревянная церковь – Успенский собор достигает ширины 150 м. На туристов это производит особое, как бы мифическое впечатление – каким образом малой реке, по сути, ручью, удалось пробить такую толщу горных пород, в своем стремлении слиться с великой Волгой. Устье Шохонки служило не только удобным местом ремонта и защиты паромных и других судов от весеннего ледохода, но и стало местом селитебной зоны города. Удивлял и характер гравийно-песчаной или гравийно-каменной косы, до создания водохранилища, появлявшейся в межень. Она перпендикулярно входила в Волгу на 40–50 м и создавала впечатление какого-то катаклизма.

6. Коренной левый берег реки вследствие своей крутизны, не пригоден для использования, был и остается покрытый лесом. Благодаря этому в непосредственной близости от города сохранились естественные леса (урочище “Ключи”), рефугиумы дикой природы.

7. При незначительных размерах долина Шохонки отличается разнообразием форм рельефа, горных пород, почв, видов флоры и фауны. Дали, поляны, кручи, спуски и подъемы – все это в совокупности создает необычайную красоту. Долина Шохонки ассиммерична, что также усиливает эстетический эффект. Левобережная часть крутая и обрывистая, без выраженной поймы. Правобережная часть долины имеет площадки надпойменной террасы, удобные для прокладки пеших и лыжных маршрутов. Выдающаяся красота долины Шохонки настолько впечатляюща, что заставила Левитана сойти здесь на берег. И этот эпизод был этапным не только в жизни великого художника, но и сыграл огромную роль в последующей и нынешней истории города Плёса.

8. Во времена Левитана на Шохонке было три водяные мельницы, которые придавали речной долине в окружении лесов особую красоту. Не случайно говорят “Леса и воды – краса природы”. Левитан неустанно экспериментировал, рисовал мельницу с разных точек, в дневном и вечернем освещении, менял композицию картины, место расположения плотины, колорит, гамму цветов и оттенков. В итоге он создал одно из своих знаменитых полотен “Осень. Мельница. Плёс” (1888). Придет время и, возможно, эти мельницы восстановят [1].

Долина р. Шохонки в границах водоохранной зоны на территории г. Плёса и в его ближайших окрестностях общей площадью 70 га была признана памятником природы решением малого Совета Приволжского районного Совета народных депутатов № 15 от 11.03.1993 г. Здесь расположен комплекс исторических построек полотняной фабрики Частухина. В долине реки возле леса под названием “Ключи” размещалась усадьба Н. К. Огуречникова. Долина относится к левитановским местам Плёса, к одним из самых активных элементов городского ландшафта.

Значительная часть территории, примыкающая к долине Шохонки, а именно окрестности противотуберкулезного санатория “Плёс”, площадью 176 га признана охраняемой (памятником природы) решением Ивановского облисполкома № 164 от 22.02 1965 г. и решением муниципального Совета Приволжского района от 03.02.1998 г., № 11. Здесь расположен обширный лесопарк, состоящий из хвойно-мелколиственного леса, покрывающего склоны и долину р. Шохонки. Большую ценность представляют сосновые древостои плакорной части, занимающие сравнительно небольшую площадь. По территории проложены прогулочные маршруты, грунтовые тропинки без мощения. Склоны оврагов, спускающихся в долину Шохонки, покрыты разновозрастными и разнополнотными хвойно-мелколиственными сосново-елово-березовыми лесами с различным сочетанием пород. В прирусловой зоне Шохонки распространены преимущественно чёрно- и сероольховники.

Склоны долины Шохонки по преимуществу очень крутые, в некоторых местах имеются постоянные обнажённые осыпи. Особенно сильно происходит размывание склонов весной, в период таяния снега. В этот период вода в реке поднимается иногда на метр – полтора и приобретает охристо-жёлтый цвет из-за большого количества глинистых частиц, смытых со склонов. Во время быстрого таяния снегов река может нести довольно большое количество подмытых и упавших деревьев, отчего во многих местах прирусловая часть бывает завалена большим количеством бурелома. По воспоминаниям старожилов прежде такие “наводнения” продолжались иногда до двух недель и были так сильны, что прекращали пешеходную связь Плёса с заречной частью города. В настоящее время этого не происходит, благодаря постройке водохранилища на Шохонке выше г. Плёса в районе с. Спасское.

В долине реки выходит большое количество родников. Местное название этой территории очень меткое и точное – “Лес Ключи”. Практически по каждому овражку протекает небольшой ручеек. Лесопарк – место массового отдыха и лечения, имеет большое санитарно-оздоровительное, водоохранное, историческое, культурно-эстетическое, значение. Признание данной территории памятником природы еще не решило основной проблемы – нахождение на её территории противотуберкулезного санатория, режимного закрытого лечебного учреждения. Для населения и туристов оно представляет определенную опасность и противоречит статусу Плёса, претендующего на звание главного туристского объекта Ивановской области.

Долина Шохонки в районе местечка “Ключи” и южнее в основном остается в естественном состоянии. В районе заброшенных строений (РСУ) она заросла бурьяном и производит негативное впечатление. Не случайно Ж.-Ж. Руссо считал, что всё, к чему прикасается человек, теряет совершенство. Чем больше изменений, гламура, асфальта и автомобилей, чем больше предпринимательской суеты, рекламы и шума, тем дальше мы удаляемся от левитановского Плёса. На памяти одного поколения он теряет своё лицо гармоничного сочетания природы и архитектуры. Многие псевдопатриоты Плёса явно теряют чувство меры.

Красивая природа является источником вдохновения и поэзии. По мнению проф. С. Г. Смирнова, все приезжающие в Палех вдруг начинают рисовать. Таково воздействие это прославленного села-академии. Будущее Плёса нам видится в массовом приобщении населения к живописи. Для этого есть все предпосылки. Вслед за Левитаном Плёс посетили и здесь писали свои картины многие известные художники: М. С. Агеев, С. А. Виноградов, Е. А. Грибов, А. Ф. Каманин, А. М. Корин, А. В. Маковский, М. И. Малютин, И. Н. Нефедов, Б. И. Пророков, В. В. и Н. Ф. Родионовы, Г. К. Савицкий, Г. Б. и Л. Ф. Смирновы, Н. А. Соколов, А. С. Степанов, С. Н. Троицкий, В. А. Федоров, Е. М. Хруслов, Л. М. Чернов-Плёсский др. И в самом Плёсе ныне уже прочно обосновались около 50 художников и ювелиров. Путем проведения целенаправленных мероприятий (мастер-классов, фестивалей по рисованию среди детей, школьников, студентов, туристов, мастеров живописи), можно увлечь живописью в Плёсе и, таким образом, город, в котором творил И. И. Левитан, сделать пленэром для всех желающих научиться рисовать или усовершенствоваться в живописи, а также в пейзажной фотографии. И это стало бы самой прекрасной специализацией Плёса.

Река Шохонка и её долина сыграла судьбоносную роль в основании Плёса. При умном подходе к ней она окажет не менее важное воздействие на дальнейшее развитие города. Плёс ныне позиционируется как важнейший центр развития туризма. Красивые пейзажи – это один из главных ресурсов рекреационных территорий, в том числе и г. Плёса. В поисках необычного, аттрактивного, красоты, в поездках “за туманом”, туристы преодолевают тысячи километров. Между тем, всё это можно найти не где-то в экзотических далёких странах, а здесь, в центре России, в Плёсе, в долине р. Шохонки.

Красота – вечный зов человека. Амеpиканцы считают: кpасота пpиpоды есть непpеpывный источник обогащения для тех, кто сумел ее постичь и сберечь. Пример гостевого дома “Частный визит”, где цены за сутки пребывания весьма высокие и все номера постоянно заняты, подтверждает это мнение. “Частный визит” расположен в Горной слободе, на высоком левом коренном берегу р. Шохонки, с которой открывается потрясающий вид на Волгу и на г. Плёс. Что предлагается туристам? Прежде всего, красота долины р. Шохонки. Этот утилитарный пример показывает, что важнейшие ценности р. Шохонки уже оценены и в сугубо прагматических предпринимательских целях.

Таким образом, долина р. Шохонки имеет историческую, мемориальную, художественную, рекреационную, образовательную, воспитательную и иные ценности. Анализируя итоги творчества И. И. Левитана и пейзажи Плёса, В. А. Беляев убедительно показал, что художественные ценности Плёса имеют европейский масштаб и качество, а пейзажные ресурсы этого самого малого города России имеют мировое значение [2]. Говоря прозаическим языком, Плёс славен и кормится красотой. Отсюда понятно, что природно-культурное наследие Плёса, в частности, долину р. Шохонки надо восстанавливать от нанесенных ей ран, беречь и лелеять как национальное достояние, о чем неоднократно писал академик Д. С. Лихачев. Следует использовать красоту Плёса, прежде всего, как уникальный пленэр в мемориальном пространстве И. И. Левитана, которое, в свою очередь, заслуживает системного изучения, анализа и бережного сохранения. Умело используя красоту, практически неисчерпаемый ресурс (если её не разрушать безумными деяниями и хаотической застройкой), Плёс будет динамично развиваться долгие-долгие столетия.

Литература

1. Беляев В. А. Речка Шохонка и ее художественный потенциал. Плёс, 1986 (рукопись).
2. Беляев В. А. Находка Левитана // Материалы науч.-практ. конф. “XII Плёсские чтения”. Плёс, 2010. С. 3–5.
3. Беляев В. А. Природное освещение города Плёса уникально // Материалы науч.-практ. конф. “XII Плёсские чтения”. Плёс, 2010. С. 5–8.
4. Беляев В. А. Особенности использования природного и культурного ландшафта г. Плёса и его окрестностей в историческом и культурном значениях // Краеведческие записки. Вып. 12. Иваново, 2011. С. 246–250.
5. Делиль Ж. Сады. Л. : АН СССР, 1988. 232 с.
6. Обедиентова Г. В. Происхождение и развитие Плёсского ландшафта // Материалы науч. конф. “V Плёсские чтения”. Плёс, 1994. С. 3–9.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org