Учитель Петр Иванович Альбицкий, плёсский приятель Исаака Ильича Левитана

главная экспозиции музеев и коллекции статьи контакты сервис вниманию застройщиков выставки и мероприятия фото история Плеса ссылки
Плесский музей на facebook Плесский музей в VK Плесский музей на twitter Плесский музей на youtube официальные документы Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная

Учитель Петр Иванович Альбицкий, плёсский приятель Исаака Ильича Левитана // Левитановские чтения: материалы научно-практической конференции, Плес, 2011. С. 126 - 136.


Л.П. Сафронова


На страницах изумительно тонкой, лирической, деликатной повести “Золотой Плёс” имя плёсского учителя упоминается 30 раз и, словно штрихами, эпизодическими зарисовками к его портрету.

Все описанные события повести происходили в период 1888–1890 гг., во время приездов в Плёс Левитана.

Автор повести Н. П. Смирнов родился 13 марта 1898 года1, когда счёт жизни Левитана уже шёл на месяцы, а Альбицкий был в полном здравии, но, как и Левитан, далеко от Плёса. В октябре 1897 года Альбицкий был переведён в Нижегородскую губернию, где пройдёт почти 10 лет его жизни, из них половину в должности учителя-заведывающего двухклассным Лукояновским училищем2. Через 5 лет – вновь перевод на должность учителя-инспектора (в современном понятии: директора) Горбатовского четырёхклассного училища3. В августе 1907 вернётся на любимые волжские просторы – в г. Юрьевец Костромской губернии – руководить четырёхклассным Юрьевецким городо-Миндовским училищем4. Через 2 года последнее назначение – на должность инспектора народных училищ 7-го участка дирекции народных училищ Костромской губернии5. Причём этот 7-й участок (до назначения Альбицкого) включал 2 уезда: Ветлужский и Варнавинский, – занимая почти треть губернии (23 093 квадратных версты) на 1 января 1908 г., насчитывая 130 училищ6. Даже и представить себе трудно, как ездил инспектор по сельским разбитым дорогам на лошадях, и “чтобы осмотреть... все училища участка должен был сделать более 3 200 вёрст”7.

В течение 5 лет, до сентября 1914 г., то есть до отставки8, 7-й участок был под надзором Альбицкого, далее обрывается его след. Таким образом, автор “Золотого Плёса” не мог быть свидетелем описанных событий, и его жизненные пути-дороги не пересекались с Альбицким, тем более, с Левитаном, потому невольно задаёшься вопросом: “А так ли всё было, и были ли эти персонажи?”

Тщательно проанализировав текст повести касательно имени, точнее литературного персонажа Альбицкого, всю информацию о нём разделила на части, представив характеристику: человека, учителя, соседа, приятеля Левитана. Сравнивая с документальными свидетельствами, провела параллели между литературным персонажем Альбицким и им же, но реальным учителем Плёсского мужского училища.

Страницы Характеристики П.И. Альбицкого
Как персонажа Реального учителя
1 2 3
32

73
“молодой, приветливый”
“был ещё молод, по-юношески миловиден лицом, на котором играл румянец, спокоен, но ловок в движениях”
Действительно, в 18–19 лет приехал он в Плёс по распределению Министерства Народного Просвещения. В формулярном списке его службы за 1914 г.9 указан возраст – “49 лет”, простое вычисление даёт примерный год рождения – 1865 г. (1914 – 49 = 1865), тогда к первому приезду Левитана в Плёс Альбицкому – 23 года. Не располагая фотографией, сложно судить о внешности, но молодость всегда прекрасна.
32 “с округлым семинарским говорком” Вызывает сомнение по причине происхождения и образования: “был сыном чиновника”10, окончил в Костроме трёхклассное городское училище, в Москве – учительский институт11.
73 “сотрудничал в московском толстом журнале “Природа и охота” Да. В этом ежемесячном иллюстрированном журнале издателя Л. П. Сабанеева за 1888 год в январской книжке в XI главе опубликована статья “Охота и охотники в г. Плёсе Костромской губернии” Петра Альбицкого12.
31 “учитель городского училища” Окончив Московский учительский институт был “определён учителем в Плёсское трёхклассное городское училище с 1 августа 1883 г.”13. А “Предложением Попечителя Московского учебного округа от 6.10.1897 г. ... назначен учителем-заведывающим в Лукояновское двухклассное училище”14. Таким образом, 14 лет (1883–1897) был учителем в Плёсе.
53 “Из местной интеллигенции дружу с учителем Альбицким” – слова Фомичёва Интеллигенцию Плёса составляли чиновники государственной службы разных ведомств: почтово-телеграфного, судебного, врачебного, а в первую очередь – учителя, как представители Министерства Народного Просвещения. Альбицкий начинал службу чиновником Х класса.
88 “Какое великое всё-таки дело – книга! – с любовью сказал Альбицкий” При Плёсском училище было сформировано две библиотеки. Для учащих – так называли учителей – фундаментальная, для учеников – ученическая, которые постоянно пополнялись. В год приезда Альбицкого, в 1883, наименований всех книг было 384 и брошюр 65315, в 1888 – соответственно 727 и 125216, в 1898 уже 1191 и 231417. В отчёте училища за 1888 г. – “библиотеки... достаточно снабжены книгами и вполне удовлетворяют нуждам училища”18. О трепетном отношении к книге говорят и строки объяснительной записки о состоянии народных училищ 7-го инспекторского участка П. И. Альбицкого в 1910 г.: “...к сожалению распределяются книги и пособия весьма неравномерно без надлежащего выбора и системы, так что многие удалённые школы не имеют иногда самых элементарных пособий. Учительские библиотеки скудны и пополняются своеобразно...”19, “...в некоторые школы, проникли например книги нежелательные для школ, проникли в силу увлечения одних и подражания со стороны других”20.
От восхищения книгой пробовал себя на литературном поприще, сотрудничая с журналом “Природа и охота”.
114 “У Петра Ивановича Альбицкого шёл урок русского языка. Он стоял за кафедрой и, чувствуя, как дрожит его голос, читал любимое, пушкинское, трогающее одинаково и молодое и стариковское сердце...” В приезды Левитана Альбицкий был учителем третьего класса21, в расписании которого отводилось 5 уроков в неделю для русского языка22. В списке учебников по этому предмету использовали “Биографии русских образцовых писателей” А. Павлова23, “Биографии и характеристики отечественных писателей” Кузьмина24, среди которых был и Пушкин, его стихи: “Зимняя дорога”, “Кавказ”, “Деревня Онегина” и другие, – учили наизусть25. Инспектируя Ветлужье в 1910 г., с сожалением писал: “Мало обращается внимания на выразительное чтение, о чём можно пожалеть, как о серьёзном недостатке... предложено мною как можно более обращать внимание и требовать от учащихся толкового, сознательного и выразительного чтения, чтобы они и по выходе из школы своим чтением могли доставлять удовольствие себе и другим”26.
73 “жил... в двух небольших комнатах, заваленных книгами и обвешанными птичьими чучелами и полированными ящиками, в которых, наколотые на булавки, сверкали иссохшие бабочки” Книги, чучела птиц, коллекции бабочек – факт неоспоримый. На педсовете осенью 1883 г. составлен список необходимых учебных пособий для зоологического кабинета, в нём перечислены чучела: летучей мыши, крота, белки, коршуна, совы, чёрного дятла, домашнего воробья, городской ласточки, полевого тетерева, перепела, журавля, утки и селезня и т. д27.
Возможно, некоторые чучела приобретались в Плёсе, в статье Альбицкого: “Из городских охотников ходят за тетеревами очень немногие, деревенские бьют только на чучела”28.
В списках заказа книг: “карманная книжка для собирателей жуков” Фриккена, книга о шотландском натуралисте Томасе Эдварде29, “Мир насекомых. Руководство для энтомологических экскурсий” А. Корша, рассказы о ловле птиц и уход за ними, притчи из природы30. “Физический и естественно-исторический (зоологический) кабинеты значительно пополнены за последние годы новыми инструментами, моделями, коллекциями, рисунками и т. п.”31
31

73
“живущий по соседству спутник по охоте”

“Альбицкий жил по соседству с Вьюгиным”
Под фамилией Вьюгиных автор описал семью Смирновых, своих родных дядей. Их адрес установлен, в нагорной части Плёса на бывшей Дворянской улице, сейчас это 2 улицы: К. Маркса и Л. Толстого32. Сам Альбицкий подсказывает в своей статье: “... мне... чтобы поохотиться на зайцев, надо только подняться от своей квартиры на гору”. Т. е. вблизи торговой площади и церкви Воскресения жил на квартире Альбицкий. Факт выплаты Альбицкому квартирных денег в сумме 75 рублей в год33 говорит о съёмной квартире. Остаются вопросы у кого и где конкретно.
31,
32,
73,
80,
82–86,
87–90
Охота и охотники в повести описаны 18 раз Лучшее доказательство охот – статья Альбицкого34: “...когда стал охотиться, нашёл, что и охота в нём (в Плёсе) прекрасная... Если и нельзя назвать Плёс охотничьим Эльдорадо, то вполне можно сказать, что поохотиться в нём есть где, – дичи много... Страсть к охоте у граждан нашего города, кажется, не менее таковой у знаменитых жителей Тараскона... Один из наших охотников имеет прекрасных легавых...” – это об Иване Фёдоровиче Фомичёве35.
53,
73,
74,
80,
107
Знакомство, встречи, охота и прощание с Левитаном в повести Других источников, где бы документально подтверждалось знакомство с Левитаном, пока не обнаружено. Но воспоминания, собранные сотрудниками музея Левитана у родных Н. П. Смирнова, И. Ф. Фомичёва и др., косвенно подтверждают круг их общения с художником, не доверять которым нет основания.

Резюме: П. И. Альбицкий был и человеком, и учителем, и охотником, и приятелем незаурядных способностей. В повести описан реальный учитель, а не выдуманный и приукрашенный персонаж, то есть сошлись проведённые параллели: персонаж Альбицкий и реальный учитель Альбицкий, почти с документальной точностью.

Единственное расхождение с повестью – это семья учителя. В повести невестой названа дочь волжского капитана Маша, свадьба с которой назначена после отъезда Левитана, но это не совсем так.

Сухие строчки отчёта Плёсского училища за 1884 календарный год зафиксировали столь важное событие так: “по случаю женитьбы Альбицким опущены 3 урока”36. А в сведениях о городских учителях Костромской губернии, состоящих на службе к 1 мая 1888 г., то есть к первому приезду Левитана, отметили пополнение в семье, внеся запись: “женат первым браком, имеет дочь Елену, родилась 23 июля 1885 г. Жена и дочь находятся при нём”37.

В 1914 о семье Альбицкого сведений чуть больше: “женат с 22 октября 1884 г. на Анне Васильевне Филоматитской, родившейся 9 ноября 1865 г. Имеет дочь Елену, род. 21 июля 1885 г. и сына Бориса, род. 17 октября 1887 г. Дочь в замужестве, сын на должности”38. Таким образом, к приезду Левитана Альбицкий был уже женат и имел малолетних детей. Это могло быть причиной не столь частых и долгих встреч и с местными, и столичными приятелями.

Но Плёс может гордиться и отцом, и сыном. Сын Борис начал учиться в училище Плёса в августе 1895 г. на младшем отделении первого класса, с 1896 – во втором отделении (т. е. старшем) 1-го класса39. А в 1897 г. семья Альбицких покинула Плёс. Борис в 1906 году с золотой медалью закончил Костромскую губернскую гимназию40, в 1913 – Петербургский политехнический институт. Станет крупным специалистом в области электроэнергетики, профессором, заслуженным деятелем науки Азербайджана. Его не стало 4 августа 1962 г. в Баку41.

Деловые качества Альбицкого официально подтверждает запись 1888 г.: “Характера ровного и довольно энергичного, трудолюбив, поведения весьма хорошего, обладает очень хорошими педагогическими способностями, к учебно-воспитательному делу относится с любовью”42. Неслучайно ему поручают роль репетитора, в течение года готовил к поступлению в учительский институт “прикомандированных” выпускников училищ “в объёме курса училища, а также тех предметов, знания которых требовала программа института, с использованием книг из фундаментальной библиотеки училища, главное внимание на письменные работы по русскому языку”43. Так были подготовлены: Владимир Троицкий в 1887 г., в 1896–1897 гг. крестьянский сын Михаил Белов, выпускник трёхклассного Варнавинского училища44. Осень 1896 г. была напряжённой “по случаю вызова его для исполнения обязанностей присяжного заседателя... окружного суда в Нерехту”. Им пропущено 37 уроков45.

Все 14 лет в Плёсе “сверх научных предметов” Альбицкий обучал пению учеников всех классов46. “Из учеников, обладающих лучшими голосами, составлен хор певчих, который участвует под руководством преподавателя Альбицкого в отправлении воскресных и праздничных служб в местном соборе”47, т. е. в Успенском, рядом с училищем, на Соборной горе. Особое пристрастие к музыке было, полагаю, не без влияния, хотя бы и косвенного, игры на фортепиано жены Фомичёва и С. П. Кувшинниковой. Для училища в 1890 г. был приобретён музыкальный инструмент – гармониум, который чаще именуют фисгармонией48. Этот духовой инструмент быстро освоил Альбицкий и “при обучении хоровому пению... пользовался как классным пособием”49. А когда на средства городского общества с 1 января 1888 г. открыли при училище дополнительные курсы бухгалтерии, опять же Альбицкому поручается этот новый предмет50. Удивляет, как же он всё это мог совмещать, имея самую большую нагрузку по учебным часам: в неделю 32 часа, а в год – 940; сравнительно с учителем 1-го класса – 12/360 и 2-го – 27/81051.

Такая активная жизненная позиция не могла быть не отмеченной разными видами наград, а прежде всего – чинами. По служебной лестнице за годы службы он поднялся на 5 ступеней в гражданских классных чинах, согласно “Табеля о рангах”, утверждённого ещё Петром I и действовавшего до 1917 года. В начале службы, с 1 августа 1883 г., был ему пожалован Х класс, т. е. чин коллежского секретаря, низший чин был XIV. Через 3 года – IX класс, титулярный советник, ещё через 3 года – VIII – коллежский асессор, спустя 4 года – VII, надворный советник, последний с 1 сентября 1909 г. – VI класс, коллежский советник52.

Денежные выдачи тоже считались наградой, они тоже имели место: “из специальных сумм училища был произведён расход в 60 руб., выданных по распоряжению начальства, в награду Альбицкому”, это в 1887 г.53 В 1890 г. вновь выдано “за отличие по службе единовременное денежное пособие в размере 60 руб.”54. Размер жалования в год учителей в Плёсском училище был у всех одинаков и составлял 350 рублей55, т. е. награда в 60 руб. – почти одна шестая часть годового жалования или почти двухмесячное жалование.

Две памятные медали в разные годы, как знаки отличия, дарованы ему в честь императорских особ: первая – серебряная в память императора Александра III для ношения на груди на Александровской ленте “Высочайшим указом от 22.12.1896 г.”56, вторая – светло-бронзовая, “Высочайшим повелением 21.02.1913 г. в память 300-летия царствования Дома Романовых”, для ношения на груди57. В 15-й год службы “Всемилостивейше пожалован за отличную, усердную службу и особые труды орденом Святого Станислава 3-ей степени”58 в 1898 г. Кстати, тот же орден и тоже ходатайством Министерства Народного Просвещения в 1890 г. получил А. Н. Чехов, как попечитель сельского Талежского училища. Писатель устроил 4 деревенских училища59. Год 1910-й Пётр Иванович встречал известием о награде орденом Анны 3-ей степени60, девиз которого “Любящим справедливость, благочестие и веру”61. В год отставки, 1914, на 31-м году службы, в Высочайшем указе от 1 января 1914 г. о награждении орденами Св. Станислава 2-й степени, было и имя Альбицкого62. Девиз орденов Св. Станислава всех трёх степеней: “Награждая, поощряет”63. Так поощрена была служба П. И. Альбицкого на ниве просвещения.

Поиски ещё не завершены, но, даже далеко не полные, обнаруженные документы говорят о многогранности личности П. И. Альбицкого. Чем больше удаётся узнать о нём, тем сильнее проникаешься чувством глубочайшего уважения к памяти этого человека, человека дела, человека чести, который опережая время, сеял “разумное, вечное, доброе...”


1 Закаменная Е. Н. Плёс ХХ век. События и люди. ИД “Референт”, 2007. С. 186.
2 ГАКО. Ф. 444, оп. 1, д. 2597, л. 1, 2.
3 Там же. Оп. 2, д. 1778, л. 3 об., 4 об., 5.
4 Там же. Д. 1778, л. 4 об.
5 Там же. Л. 5 об.
6 Там же. Д. 3199, л. 63.
7 Там же. Л. 30.
8 Там же. Д. 1778, л. 6 об., 7.
9 ГАКО. Ф. 444, оп. 2, д. 1778, л. 1 об.
10 Там же.
11 Там же. Оп. 1, д. 862, л. 19 об.
12 Природа и охота / ред.-изд. Л. П. Сабанеев. М., 1888. № 1, гл. Х. С. 37–40.
13 ГАКО. Ф. 444, оп. 2, д. 1778, л. 1 об.; оп. 1, д. 862, л. 19 об.
14 ГАКО. Ф. 444, оп. 2, д. 1778, л. 3 об.
15 Там же. Оп. 1, д. 862, л. 17.
16 Там же. Д. 1599, л. 19.
17 Там же. Д. 2700, л. 27.
18 Там же. Д. 1599, л. 19.
19 Там же. Оп. 2, д. 1212, л. 6.
20 ГАКО. Ф. 444, оп. 2, д. 1212, л. 11.
21 Там же. Оп. 1, д. 1069, л. 4.
22 Там же. Д. 1599, л. 16.
23 Там же. Д. 1487, л. 11–12.
24 Там же. Д. 163, л. 148 об.
25 Там же. Д. 1773, л. 9.
26 Там же. Оп. 2, д. 1212, л. 12.
27 ГАКО. Ф. 444, оп. 1, д. 163, л. 134.
28 Природа и охота / ред.-изд. Л. П. Сабанеев. М., 1888. № 1, гл. Х. С. 37–40.
29 Там же. Д. 1487, л. 10–12.
30 Там же. Д. 1599, л. 25–26.
31 Там же. Д. 1266, л. 14.
32 Там же. Оп. 2, д. 12522, л. 4–5; Закаменная Е. Н. Плёс ХХ век. События и люди. Иваново : ИД “Референт”, 2007. С. 74.
33 ГАКО. Ф. 444, оп. 1, д. 862, л. 19 об.
34 Природа и охота. С. 37–40.
35 Сборник материалов по итогам научно-практической конференции “Левитановские чтения. К 120-летию приезда И. И. Левитана в Плёс”. Плёс : ИД “Референт”, 2009. С. 74.
36 ГАКО. Ф. 444, оп. 1, д. 946, л. 18.
37 Там же. Д. 1643, л. 1–2.
38 Там же. Оп. 2, д. 1778, л. 2.
39 Там же. Оп. 1, д. 2488, л. 23.
40 Костромская старина. Кострома, 2006. № 19. С. 45.
41 Журнал “Электричество”. 1962. № 12. М. : Госэнергоиздат. С. 88.
42 ГАКО. Ф. 444, оп. 1, д. 1643, л. 1–2.
43 Там же. Д. 1487, л. 2.
44 Там же. Д. 2488, л. 18.
45 Там же. Д. 2488, л. 19.
46 Там же. Д. 163, л. 128.
47 Там же. Д. 1773, л. 16.
48 Там же. Д. 1847, л. 27.
49 Там же. Д. 1847, л. 19.
50 Там же. Д. 1559, л. 1.
51 ГАКО. Ф. 444, оп. 1, д. 2017, л. 19.
52 ГАКО. Ф. 444. Оп. 2, д. 1778, л. 1 об., 2 об., 5 об.
53 Там же. Оп. 1, д. 1487, л. 4.
54 Там же. Оп. 2, д. 1778, л. 2 об.
55 Там же. Оп. 1, д. 2098, л. 18, 19 ; оп. 1, д. 862, л. 19.
56 Там же. Оп. 2, д. 1778, л. 3 об.
57 Там же. Л. 6 об.
58 Там же. Л. 3 об.
59 Кузнецов А. А. Награды : Энциклопедический путеводитель по истории российских наград. М. : Современник, 1998. С. 78.
60 ГАКО. Ф. 444, оп. 2, д. 1778, л. 5 об.
61 Кузнецов А. А. Энциклопедия русских наград. М. : Голос-пресс, 2002. С. 70.
62 ГАКО. Ф. 444, оп. 2, д. 1778, л. 6 об.
63 Кузнецов А. А. Энциклопедия русских наград. С. 76.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org