История картины И.И. Левитана "Тяга",
подаренной моему прадеду И.Ф. Фомичеву

главная экспозиции музеев и коллекции статьи контакты сервис вниманию застройщиков выставки и мероприятия фото история Плеса ссылки
Плесский музей на facebook Плесский музей в VK Плесский музей на twitter Плесский музей на youtube официальные документы Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная

История картины И.И. Левитана "Тяга",
подаренной моему прадеду И.Ф. Фомичеву
// Левитановские чтения: материалы научно-практической конференции, Плес, 2011. С. 69 - 77.


Л.М. Лебедева


В сборнике материалов по итогам работы конференции “Левитановские чтения. К 120-летию приезда И. И. Левитана в Плес” в 2009 году был опубликован материал Г. В. Панченко “Фомичевы – плесские друзья И. И. Левитана” по воспоминаниям моей мамы Галины Евгеньевны Лебедевой. Упоминание о Фомичевых также есть в книгах о И. И. Левитане: С. А. Пророковой, Е. В. Кончина, Н. П. Смирнова. Герой рассказа Н. П. Смирнова “В одной берлоге” – Федор Афанасьевич Фомичев – мой прапрадед.

Есть еще один интересный факт, связывающий семью Фомичевых с великим пейзажистом. Это – картина “Тяга” подаренная Исааком Левитаном моему прадеду Ивану Федоровичу Фомичеву, очевидно в память об их совместной охоте. Именно так об этой картине написано в каталоге Алексея Александровича Федорова-Давыдова.

Иван Фомичев был сыном от первого брака богатого плесянина Федора Афанасьевича Фомичева. Федор Афанасьевич имел в Плесе несколько домов. Один из его красивейших домов стоял там, где сейчас находится Калашная улица.

Базарная площадь Плеса
Фотография дома Фёдора Афанасьевича Фомичева
на Торговой площади в Плёсе. Фото нач. XX века

Этот дом он взял за долги у бывшего городского головы. В нем Федор Афанасьевич жил со своей второй молодой женой Анютой и двумя дочками. Дочки были по возрасту такими же, как и две его внучки – Маня и Саша.

Александра и Мария Фомичевы Александра и Мария Фомичевы
Александра и Мария Фомичевы. Фото 1900-х гг.

Александра Ивановна вспоминала, как они уговорили дедушку взять их на ярмарку в Нижний для покупки мебели в новый дом. Он купил самую дорогую и красивую мебель и несколько клеток с канарейками. Клетки с птицами повесили на окнах. Когда его дочки подросли, в доме часто устраивали танцевальные, музыкальные и театральные вечера для плесской молодежи.

Для сына Ивана он приобрел за долги на другом берегу Волги, на возвышенности и недалеко от реки, усадьбу “Ильинка”.

Усадьба “Ильинка”. Фото 1950–1960-х гг.
Усадьба “Ильинка”. Фото 1950–1960-х гг.
Усадьба “Ильинка”. Фото 1950–1960-х гг.
Дом на усадьбе был двухэтажный: первый этаж – каменный, второй – деревянный с открытой деревянной верандой, окаймляющей с 3-х сторон переднюю половину второго этажа и закрытой верандой, опоясывающей заднюю часть этого этажа. Верхний этаж состоял из пяти комнат, двух кухонь и четырёх изразцовых печей. На первом этаже располагались кладовые, помещение для прислуги, кухня. В комнатах наверху была красивая плюшевая и велюровая мягкая мебель, венские стулья, зеркала. По воспоминаниям моей бабушки, в обустройстве интерьера помогала и Софья Петровна Кувшинникова, привозившая из Москвы ткань для штор. Её вкусу Надежда Никандровна доверяла. Комнаты были проходные и очень просторные, окна до потолка. Застекленная дверь из последней большой комнаты выходила на веранду, откуда открывался великолепный вид на Волгу и на Плес. На зиму комната закрывалась, так как не отапливалась. На усадьбе было много разных надворных строений для домашних животных: коров, свиней, кур. Большую территорию усадьбы занимал пчельник и яблоневый сад. Иван Фомичев, будучи страстным охотником, держал много охотничьих собак самых разных пород: легавых и гончих. По воспоминаниям моей бабушки Александры Ивановны Фомичевой, одна из собак породы пойнтер по кличке “Цампа”, была удостоена медали на выставке собак в Костроме. У Ивана Федоровича была богатая коллекция охотничьих ружей.

Внизу, под Ильинкой, до Волги простирались плодородные заливные луга. На лугах очень хорошо вырастала капуста. Тут же рос “краснотал” – ива, из прутьев которой плели корзины и другие изделия. Приезжали за “красноталом” со всей округи. На лугах после спада воды вырастал большой урожай овощей. А вот как описывает интерьер дома Фомичева в своей повести “Золотой Плес” Николай Павлович Смирнов “В комнатах было скромно, опрятно, уютно: красивые кресла, полированные столики, узорчатые шифоньерки. В кабинете над диваном, на расшитом ковре висели ружья, патронташи, витой медный рог, чучела косача и вальдшнепа. Много грудилось по стенам волнующих охотничьих картин и фотографий. На столе и на полках лежали журналы и книги – среди них опять-таки много охотничьих, ореховые шкатулки, янтарные мундштуки и трубки, резные и фарфоровые безделушки [2].

Они подружились – Иван Фомичев и Исаак Левитан. Возможно, начало этой дружбе положила Софья Петровна, приходя в дом на Никольской улице к Надежде Никандровне Фомичевой. В этом доме стоял концертный рояль “Беккер”, подаренный Надежде Никандровне на свадьбу богатой семьей Раззореновых, которая ее воспитывала. Надежда Никандровна, женщина музыкальная, образованная, хорошо играла на фортепиано и выписывала ноты из Санкт-Петербурга и Москвы. Она предпочитала жить в Плесе.

Фотопортрет Софьи Петровны Кувшинниковой
Фотопортрет Софьи Петровны Кувшинниковой,
подаренный Надежде Фомичёвой с дарственной надписью. Фото 1888–1900-х гг.

Из-за пристрастия к охоте, её муж Иван Фомичев чаще жил в Ильинке. По воспоминаниям моей бабушки (она записывала рассказы своей мамы, Надежды Никандровны), Исаак Ильич и Иван Фомичев не раз ходили вместе на тягу, да и к цыганам, послушать пение, посидеть у костра. Цыганский табор часто раскидывался недалеко от Ильинки. Возможно, сидя у костра и слушая пение цыган, задумал художник сюжет картины “Табор цыган”.

А вот как описывает знакомство Левитана и Фомичева в цыганском таборе Николай Павлович Смирнов: “Художник достал из сумки альбом и карандаш. Увлекшись работой, он не заметил, что из одной палатки вышел, сонно щурясь от света, молодой человек в венгерке и шароварах, напущенных на блестящие казачьи сапоги.

– А, господин художник! Весьма и весьма рад, что удалось, наконец встретиться. Много слышал о вас от Ивана Николаевича Вьюгина и от прочих горожан. Разрешите познакомиться! Исаак Ильич с удивлением взглянул на этого странного человека, протянул руку: – Очень рад! Незнакомец несколько театрально поклонился, басовито и приветливо сказал:

– Иван Федорович Фомичев. Никаких должностей не занимаю, никаких коммерческих дел не веду. Люблю охоту и природу, дружу вот с этими сынами вольности, живу, как нравится. Так сказать, праздношатающийся, довольный жизнью человек” [2].

Летними теплыми вечерами охотники на веранде дома в Ильинке “пили крепкий чай с каким-то особенным вкусным домашним печеньем, разговаривали об охоте, и несложной городской жизни. Исаак Ильич говорил о Москве, о Чехове, которого Иван Федорович читал и ценил и потому слушал художника с острым и благодарным любопытством” [2].

В один из приездов в Плес в 1888–1889 годах Исаак Ильич в память о совместной охоте подарил Ивану Фомичеву картину “Тяга” с трогательной надписью: Милому Исааку Федоровичу Фомичеву отъ И. Левитана [3]. Я не думаю, что Левитан перепутал отчество своего плесского приятеля, охотники побратались.

О существовании этой картины и о месте ее нахождения мы узнали из каталога А. А. Федорова-Давыдова от 1966 года, где она значится под № 260 [3].

И. И. Левитан. Тяга
И. И. Левитан. “Тяга”, к., м. 1888–1889 гг.
Национальная галерея Армении. Ереван

В какое время картина исчезла из нашей семьи, ни мама, а уж тем более я, не знаем. Но, возможно, ее продала бабушка Маня (Мария Ивановна), так как она со своей многодетной семьей, овдовев, поселилась на Ильинке. Жилось ей очень тяжело: шестеро детей, она – учительница в сельской школе. Поселившись на усадьбе, Мария Ивановна, таким образом, спасла ее от экспроприации.

А, может быть, картина была украдена или продана еще раньше, до революции. В семье о картине никто не вспоминал, возможно, это был семейный секрет. Бабушка Маня хорошо запомнила Левитана. Было ей тогда почти семь лет. Исаак Ильич как-то, шутя, погладив ее по головке, сказал: “Вот вырастешь Маша, и будешь моей невестой”. Она ответила ему, что не хочет быть его невестой, потому, что он черный, как цыган. Левитан долго смеялся над этой шуткой и все поддразнивал маленькую девочку.

Какое-то время картина была в коллекции армянского живописца Е. М. Татевосяна [3]. Егиш Мартиросович был на 10 лет моложе Левитана, тоже закончил училище на Мясницкой, был учеником Н. В. Неврева, Е. С. Сорокина. В доме любимого учителя Василия Дмитриевича Поленова встретил он свою первую и единственную любовь – Жюстину. В его Тифлисской квартире на Анастасиевской ул., 11 была коллекция картин, которая могла вызвать зависть многих художников, не говоря уж о коллекционерах. Перечень имен звучит сладостной музыкой: Елена и Василий Поленовы, Михаил Врубель, Константин Коровин, Иван Айвазовский и Исаак Левитан. Позднее Егише познакомился и подружился с Рубеном Дрампяном, директором картинной галереи Армении, туда постепенно перекочевала большая часть его коллекции, составив основу прекрасного собрания русской живописи.

В настоящее время картина находится в Национальной картинной галерее Армении, куда поступила в 1942 году за инв. № 2316 под названием “Ранняя весна. Закат”. Директор национальной картинной галереи Армении Фараон Михайлович Мирзоян откликнулся на нашу просьбу и прислал фотографию картины в электронном виде. На ней хорошо можно рассмотреть надпись Фомичеву и подпись Левитана. Размер работы 21 х 31, картон, масло.

Позднее Исаак Ильич написал несколько работ под названием “Тяга”: в 1891 г. – акварель, в 1899 – три работы: один этюд и две пастели. Все они красивы, но мне дороже всего та, которая была подарена Исааком Левитаном моему прадеду Ивану Фомичеву.


Литература

1. Личный архив семьи Г. Е. и Л. М. Лебедевых, Г. Я. Брайнина.

2. Смирнов Н. П. Золотой Плес. М. : Советский писатель, 1982.

3. Исаак Ильич Левитан : документы, материалы, библиография / под общ. ред. А. А. Федорова-Давыдова. М : Искусство, 1966.

4. Ноев Ковчег : информационно-аналитическая газета армянской диаспоры стран СН. 2001. № 9 (43), сентябрь.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org