Композиционные приемы градостроительства г. Плёса

главная экспозиции музеев и коллекции статьи контакты сервис вниманию застройщиков выставки и мероприятия фото история Плеса ссылки
Плесский музей на facebook Плесский музей в VK Плесский музей на twitter Плесский музей на youtube официальные документы Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная

Композиционные приемы градостроительства г. Плёса // Левитановские чтения: материалы научно-практической конференции, Плес, 2011. С. 50 - 55.


А.Б. Дьяков, П.А. Дьяков


Как строился древний Плёс? По каким законам соединялись воедино его ансамбли и сооружения? Как возникло это гармоническое целое, как всё разновременное, что в городе построено, объединилось в законченное произведение градостроительного искусства? Как строился Плёс? Достаточно ли воздействия естественных и исторических факторов – ландшафта, строительных материалов, жёстких рамок медленно меняющихся градостроительных традиций – для создания единой композиции. Или в градостроительстве имела место некая “умозрительная модель”, служившая на протяжении столетий “образцом” для построения города и соизмерения его отдельных частей? Или существовал единый замысел?

Для ответа на эти вопросы сначала был применён метод составления идеализированной схемы, способствующей уяснению планировочной, функциональной, композиционной и других систем, составляющих общую градостроительную структуру.

В идеализированной схеме композиции города в обобщённом виде показываются расположение основных доминант, формирующих композицию города, важнейшие зрительные связи между ними и основные панорамы города в целом.

Планы и материалы исследований Плёса дали возможность выделить основные доминанты и ансамбли, которые, группируясь в отдельные системы, определяют и определяли образ города. Обозначив эти доминанты на плане, мы видим, что расположение их далеко не случайно и образуют определённую структуру. В композиции Плёса можно увидеть условную ось симметрии. Эта ось идёт параллельно речке Шохонке, по направлению на север. Эта ось, поддержанная постановкой двух храмов – Троицкой церковью и Успенским Собором, совпадает с крайней северной точкой кремля, откуда идут основные дозорные связи вверх до с. Сунгурова (в створе этой связи находится Воскресенская церковь), вниз до д. Сторожево (в створе этой связи – Варваринская церковь). На крайней точке кремля, на оси Троицкая церковь – Собор размещалась дозорная (часовая) Башня.

Приведя к схеме расположение ансамбля крепости, включая все храмы и три башни кремля, направления их основных зрительных связей и границы зон панорамного восприятия видим, что композиция этого комплекса сводится в плане к треугольнику (см. рис.). Эта система имеет не только композиционное, но и стратегическое значение, т. е. закрепляет основные дозорные оси и др.

градостроительство Плеса В композиционном отношении все панорамные зоны восприятия организованы, ансамбли церквей Посада, Троицкой и Рыбной слобод, композиционно являясь акцентами последних, усиливают силуэт кремля, представляющего своеобразный треугольник с тремя башнями по углам, в центре которого Успенский Собор – символ единения Руси. Пары приходских храмов, усиливая центральное положение в композиции крепости, фланкируют её, в целом приводя композицию к симметрии (равновесию). Таким образом, формальная идея композиции основана на симметрии равностороннего треугольника. В идеализированной схеме она выглядит достаточно жёстко и ясно, конкретно же её воплощение построено на равновесии с очень тонким использованием свойства местности. В сочетании с разнообразным и живописным природным ландшафтом, “идеальная” композиционная структура Плеса трансформировалась, приобрела черты живописного организма. Условия симметрии и построения ансамблей заменяется принципом равновесия.

Идеальная градостроительная модель Плёса кроме того глубоко содержательна. Она включает в себя постройки мемориального и политического значения. Ось Успенский Собор – кладбищенская Петропавловская (деревянная) церковь – параллельна оси: дозорная Башня – Варваринская церковь – д. Сторожево. Расстояние между Собором и Башней совпадает с расстоянием между Варваринской и Петропавловской церквями (156 м). Соответствуют направлению оси Троицкая церковь – Собор – дозорная Башня, также Проездной переулок (бывший главный въезд в город) и др.

В основу композиционно-планировочной структуры древнего Плёса был заложен градостроительный модуль, который определил габариты города, соразмерность и пропорции его частей и позволил гармонично вписывать городские сооружения в ландшафт, “как мера и красота скажут”. Этим модулем в Плёсе было расстояние от Собора до дозорной Башни равное 156 метрам или 100 Византийских (римских) стадий (стадия = 1,56 метра или три царских локтя = 52 см.). Интересно, что расстояние от Троицкой церкви до Башни ровно 3 х 156 = 468 метр или три модуля. Этот модуль мы встречаем и при построении храмов. Например, в главном святилище Плёса Успенском Соборе расстояние от креста храме до креста колокольни ровно 15,6 метр, что соответствует 10 стадиям (30 царским локтям) или 1/10 модуля.

Композиция Плёса, приведённая к идеализированной схеме, сохраняет связи с природным ландшафтом и вполне обоснована стратегически. В ней хорошо выделяется треугольный центр, в структуре которого органически использованы реки. Отклонение от схемы обусловлено ландшафтом местности и функциональной потребностью.

Сравнивая реальное расположение города с идеализированной схемой композиции, видим, что при общей концепции подчинения осям север-юг (ось ориентирована на дорогу в Москву) и восток-запад, город вписывается в природу по принципу равновесия, а не жёсткой симметрии. Связи градостроительной структуры Плёса с природным ландшафтом в основном осуще-ствляются по принципу подобия расположения застройки, элементов планировки и композиционных акцентов.

В применении принципа подобия природному ландшафту и связанных с ним приёмов наблюдается стремление к художественному усилению рельефа архитектурными сооружениями, а следовательно усилению самих сооружений. Один из таких композиционных приёмов – постановка храмов или башен по осям участков водоразделов или долин рек, создаёт сильную связь градостроительной композиции с природой.

Все доминанты (ансамбли) Плёса являются композиционными вехами осей участков долин оврагов, рек или же линий водоразделов. Здесь тонко определены такие точки в ландшафте, которые являются фокусами осей большинства элементов рельефа в данной местности. Такие точки занимает кремль и все центры слобод и посада (всё это с учётом градостроительного модуля). Ярусность элементов рельефа явилась основой и для проекции ярусного построения композиции Плёса.

И здесь в перепаде террас прослеживается модульность. Разность отметок земли у Нижних церквей, поставленных на подсыпках, с отметками земли верхних храмов составляет 26 метров (что соответствует 20 царским локтям).

Выявленные конструктивные элементы искусственного ландшафта (террасы, подсыпки, подпорные стенки, дороги и т. д.) – элементы стабилизации, а также элементы планировки и застройки фиксируют основные параметры внедрения человека в природную среду и представляют собой согласованный “механизм”, работающий в унисон с естественным ландшафтом и по его законам.

Совокупность модульной соразмерности явилась основополагающим в достижении соразмерности между ландшафтом и человеком.

Анализ приёмов и принципов, формирующих градостроительный ансамбль поселения можно продолжить, но уже понятно, Плёс является воплощением органической взаимосвязи элементов антропогенной среды с естественными данными местности, что есть результат целенаправленной единовременной реализации проекта 1410 года.

Сопоставляя реальное расположение городского ансамбля с геометрической идеализированной схемой, отметим, что свойства природного ландшафта использованы в градостроительстве Плёса не только функционально (для таможенных и оборонных целей), но и эстетически. Поэтому он стал “Природной студией” со времён Левитана.

Особенности рельефа местности были превращены в составную, неотъемлемую часть ансамбля, оказывали прямое влияние на их величину, развитие силуэта и положение в градостроительной композиции.

Не вызывает сомнения, что средневековый Плёс был построен по заранее продуманному проекту, по которому единовременно была проведена инженерная подготовка обширной территории и строительство культовых и оборонительных (включая и гидротехнических) сооружений, со стратегическими дорогами.

Подобно целому ряду городов Европы и Востока в градостроительной структуре Плёса (Плеса, Плесо), отразилось стремление уподобить его “небесному граду”, которое в средние века выражалось в канонах господствующего мышления (мировоззрения). “Тогда, – писал В. О. Ключевский, – мыслили не идеями, а символами, образами, обрядами, легендами, т. е. идеи развивались не в логические сочетания, а в символические действия или предполагаемые факты, для которых искали оправдания в истории”.

“Идеальная модель” Плёса реально существовала в умах последующих строителей.

С утратой стен и башен кремля, возрастанием торговых функций и ростом посада город приобрёл новую (собственную) композиционно-планировочную структуру и самостоятельный образ. Изменение социального состава жителей сказалось на планировке, композиции и застройке, порождая новый образ градостроительного ансамбля. Торжище с административными зданиями таможни и Воскресенской церковью стало не только новым центром города, но и центром композиционным, в связи с развитием посада вверх по реке до основанного в XV веке Преображенского монастыря. Формирование новой, фронтальной композиции города с Волги при традиционном включении в него доминант в пространственно-мерную систему города, позволяло зодчим органично вписывать новые улицы и здания, не внося дисгармонию в городскую среду.

С постройкой новой столицы – Петербурга многие города постепенно утрачивают элементы древней пространственно-композиционной структуры. Но новые градостроительные замыслы не сказались практически на древней структуре Плёса. Немалую роль сыграл в этом горный ландшафт и видимо интуиция авторов генплана.

В настоящее время Плёс не утратил свои древние черты, хотя новая застройка слабо учитывает его особенности. Необходимо восстановить ценные композиционные связи между архитектурными доминантами, выявить старые границы города, чётко показать его уникальную древнюю объёмно-планировочную структуру.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org