Психологические проблемы овладения подростками традицией мотивов русской пейзажной живописи.
Значение опыта работы И.И. Левитана в Плесе для воспитания юных художников

главная экспозиции музеев и коллекции статьи контакты сервис вниманию застройщиков выставки и мероприятия фото история Плеса ссылки
Плесский музей на facebook Плесский музей в VK Плесский музей на twitter Плесский музей на youtube официальные документы Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная

Психологические проблемы овладения подростками традицией мотивов русской пейзажной живописи. Значение опыта работы И.И. Левитана в Плесе для воспитания юных художников // Левитановские чтения: материалы научно-практической конференции, Плес, 2011. С. 26 - 31.


В.А. Гуружапов


В художественном развитии детей есть момент, когда понимание искусства детьми уже не может оставаться на уровне непосредственного впечатления от его восприятия. Как правило, это происходит в подростком возрасте, когда юный любитель искусства начинает стремиться к постижению художественных идей (Л. В. Благонадежина, Л. И. Божович, В. А. Гуружапов, Ю. А. Полуянов). Он хочет проникнуть вглубь замысла мастера, начинает сопоставлять разные произведения, анализировать в них общее и особенное. Это время, когда он начинает серьезную работу по изучению художественных традиций. Особенно это важно для юных художников.

В отечественном изобразительном искусстве есть замечательная традиция работы многих поколений художников над мотивами пейзажа средней полосы России. Мотив пейзажа – это образ типичного явления (или уголка) природы, вызывающего определенные переживания (воспоминания, размышления) у людей. Мотив пейзажа – это идея, в которой совокупность выразительных особенностей определенного явления (или уголка) природы осмыслены с точки зрения основ жизни определенной культурной общности людей и которая играет самостоятельную роль в развитии конкретной художественной традиции. Для понимания мотива многих произведений русского пейзажной живописи, зрителю необходимо чувствовать в нем "настроение, взятое не как субъективное, личное переживание, а как выражение того, что заключено в изображаемом, в обобщенном образе" (Б. В. Асафьев, с. 200). Одним из основоположников такой традиции в русском изобразительном искусстве является И. И. Левитан. Справедлива следующая характеристика творчества художника: "Не бесконечное наблюдение какого-либо тонко подмеченного зыбкого состояния (как скажем у К. Моне) интересовала Левитана, а органическая закономерная изменчивость природы, закрепляемая в живописных образах неуловимых смен..." (Б. В. Асафьев, с. 203).

А вот пример того, как художник Б. В. Иогансон рассматривает достижения своего предшественника: "Вот передо мною "Март" Левитана. Поражаюсь этой ослепительностью мартовского солнца. Я всегда как зачарованный стою перед этим "чудом". До предела доведена ослепительность белого света мартовского утра. И это выражено в игре света на корке "осевшего" снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины. А главное в особом свете марта, предвестника весны, когда снег уже мешается с землею, когда проталины чередуются с заморозками и в уже синем небе четко рисуются ветви деревьев со скворешниками, поджидающими перелетных гостей. Всякий раз, когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: "Как удивительно природа подражает "Марту" Левитана". То есть, пейзаж Левитана есть не просто изображение какой-либо местности, а воспроизведение в образе природы целостного отношения человека к миру в его определенном состоянии. Значит, в форме конкретных объектов были найдены широкие отношения явлений, происходящих в мире.

Согласно свидетельствам современников И. И. Левитана и исследователям его творчества такое понимание задач пейзажной живописи отчетливо сложилось у художника именно во время работы в Плесе (В. П. Петров). Этому способствовало, безусловно, уникальное расположение и рельеф города. Вот один пример. Город расположен на правом южном берегу Волги почти у самой воды. Если днем смотреть на реку, то у вас за спиной возвышается находящийся в это время в тени высокий холмистый берег. В солнечный и ветреный день это особенно остро ощущается при восприятии колеблющейся поверхности воды. В обращенной к зрителю стороне волны отражается затененный высокий берег. Поверхность воды состоит из чередования ярких голубых полос (отражение неба) и темно синих полос (отражение темного берега). Вроде смотришь на Волгу, а чувствуешь весь окружающий свет. И таких эффектов в Плесе много. И. И. Левитан не только обнаружил их, но и на этой основе разработал ряд пейзажных мотивов.

Ценность современного Плеса в том, что сохранились основные тектонические особенности окружающей природы, характерные для времени пребывания в нем нашего выдающегося мастера пейзажной живописи. Это хорошо чувствуют художники. Не случайно, Плес стал таким привлекательным для многих поколений российских пейзажистов. Здесь также проводится летом пленэрная практика учащихся художественных школ Ивановской области. У педагогов уже сложился богатый опыт введения юных художников в проблематику мотива пейзажа. При этом они используют художественные открытия И. И. Левитана в Плесе.

Вместе с тем, я заметил, что у подростков (дети 12–14 лет) работа над мотивом пейзажа вызывает большие затруднения, в том числе и психологического содержания. Труднее всего им было удержать и выразить ощущение целого.

Приведу один пример. В окрестностях Плеса есть горбатый мост через овраг, а за ним небольшая роща высоких ветвистых деревьев. Этюд писали утром, когда солнце было скрыто за этой рощей. Трудность состояла в том, что надо учитывать низкий горизонт, который скрыт за деревьями. Свет солнца не видим зрителю, но он так пронизывает рощу, что она приобретает удивительный воздушный цвет. Именно это придает данному уголку леса особое очарование. Перед тем, как приступить к работе над этюдом, педагог отправил учеников пройти по мостику за рощу и убедиться, что горизонт низкий. Все ходили, но все равно многие написали этюд так, словно за мостиком была гора, заросшая ветвистыми деревьями. Изображалась плотная темная масса зелени. Были также ошибки в изображении пространства: мостик как будто поднимался вверх, а не располагался горизонтально.

Я сфотографировал данное место с точки, где ученики писали этюд. Это было значительно выше самого мостика. Оказалось, что ошибки учеников носили, условно говоря, фотографический характер. У меня на снимке мостик тоже задирался вверх, так как был фотографирован сверху, а масса деревьев темная, так как небо на фото получилось очень светлое.

Получается, что подростки, как бы повторяли фотографический способ восприятия природы (взгляд с одной точки), а целостное отношение к природе было утеряно в процессе работы: они забыли, как ходили в поле за рощу и видели низкий горизонт, над которым поднялось солнце.

Конечно, дело не только в этом – забылись уроки Левитана, произведения которого они изучали специально с преподавателем перед поездкой в Плес. Дело также не в нерадивости юных художников – наоборот, они все были очень увлеченными и упорными в работе. Дело, думаю, в особой социальной ситуации развития современных детей. Они растут в современном агрессивном визуальном потоке, где все построено на быстрой смене фотографических картинок. В результате у них развивается по преимуществу фотографическое (с одной точки зрения) восприятие природы. А для работы над мотивом пейзажа необходим взгляд, проникающий в пространство окружающего нас мира, взгляд, открывающий наши чувства от восприятия мира в целом. Наши исследования показывают, что предпосылки для этого у современных подростков, несмотря на влияние массовой культуры, все же есть (В. А. Гуружапов, 1999).

Работа над мотивом пейзажной живописи требует от детей высокой концентрации внимания, большой работы воображения и волевых усилий. Ведь надо организовать в систему довольно большой ряд разных образов. Добиться этого только на одном занятии очень трудно. Нужна систематическая работа над освоением целостного виденья объектов природы.

Таким виденьем обладал И. И. Левитан. У него можно этому учиться. Для проведения детских пленэров в Плесе особенно ценны даже не законченные картины, а его этюды, выполненные в конкретных местах. Через них можно проникнуть в лабораторию художественных экспериментов. Считаю, что они могут стать основой для разработки психологически обоснованных методик развития у юных художников целостного восприятия природы.

PS. Хочу заметить, что я вовсе не против искусства фотографии. Считаю, что мастер-фотограф может многого добиться в создании художественного образа. Бывает, что случайная фотография оказывается живописно выразительной. Во время конференции в Плесе я сделал на мобильный телефон снимок плывущей по Волге старинной ладьи, построенной членами одного исторического клуба. Сделал без всякой “задней мысли”, так на память. Фото оказалось очень близким по настроению к картине И. Левитана “Свежий ветер. Волга. 1895”. В значительной мере это произошло из-за того, что на синей воде волны, обращенные к зрителю, были темные – в них отражался высокий затененный берег. И облака получились освещенные как на картине у Левитана. В данном случае сработал эффект места. Вот такое особенное это место – Плес. Беречь его надо.


Литература

1. Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. М. ; Л. : Искусство, 1960.
2. Благонадежина Л. В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие // Вопросы психологии. 1968. № 4. С. 96–104.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
4. Гуружапов В. А. Возрастные особенности общих представлений подростков об изобразительном искусстве // Сообщения Государственной Третьяковской галереи. М., 1996.
5. Гуружапов В. А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. М. : РИА “Мы и Мир”, 1999.
6. Иогансон Б. В. Текст к альбому: Левитан Исаак Ильич. М., 1965.
7. Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. СПб. : Художник России, 1992.
8. Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство (пособие для учителя). Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. М., 1997.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org