Плесский пейзаж и Левитан

главная экспозиции музеев и коллекции статьи контакты сервис вниманию застройщиков галерея фото история Плеса форум ссылки
Плесский музей на facebook Плесский музей в VK Плесский музей на twitter Плесский музей на youtube официальные документы Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная

Плесский пейзаж и Левитан // Левитановские чтения: материалы научно-практической конференции, Плес, 2011. С. 7 - 12.


В.А. Беляев


С именем Левитана у людей в цивилизованном мире возникает целый спектр ассоциаций, навеянных его картинами, от лирических до философских.

Основным объектом его художественного исследования в Плёсе было открытое пространство, т. е. пейзаж.

Мозг художника искал за внешней живописной привлекательностью визуального пространства внутреннее содержание, глубинный смысл пейзажа.

Пейзаж, будь то городской или сельский, лесной, морской, горный и даже космический, несет следы дел рук и проявлений ума человеческого. Вся деятельность человека запечатлена в пейзаже. И не всегда она видна на первый (беглый) взгляд, а это то, что называют глубинным пейзажем. Вот и посмотрим с этой позиции на пейзаж Плёса. В этом смысле Плёс представляет собой редкое сочетание внешнего свето-цветового пластического богатства с внутренним осмысленным обживанием его нашими предками.

О внешних качествах т. е. о геометрии пространства пейзажа.

Город Плёс прихотливо расположился на крутом береговом склоне и весь охватывается взглядом с Волги. Туда он обращен лицом, т. е. на север. Это не характерно для городов северного полушария. В этом смысле естественное освещение его уникально. Это порождает эффекты, дающие художникам возможность нетривиальных решений.

Летом, когда солнце переходит за Волгу, лицо города (фактически это и есть весь город) окрашивается утренней и вечерней зорями. При спокойной реке свето-цветовая игра волжской панорамы удваивается зеркалом Волги.

Днем город освещен с тыла. Дома светятся отраженным светом на фоне искрящейся Волги и освещенного противоположного берега. Все пространство заполнено небесным светом.

Сезонность меняет в пейзаже форму, структуру и цвет. Ресурс изменений (другими словами обновление натуры) неисчерпаем. Это представляет широчайшую возможность для пленэра обучающего и творческого.

В Плёсе есть практика проведения региональных, межрегиональных и международных пленэров.

Изрезанность берегового склона глубокими оврагами и долиной речки Шохонки придают городскому пейзажу многоплановость, а городской застройке визуальную полуплановость с любой позиции. Полуплановость создает полупрозрачность города.

В этих условиях движущийся источник света (солнце) превращает многоплановость пейзажа в свето-цветовую многогранность его. В нем, таким образом, попеременно как бы “ солируют” разные объекты натуры, предлагая художнику богатый композиционный выбор.

Бросаются в глаза, их гипнотизируют визуальные контрасты.

– Предметы на ближнем плане и волжская даль, заволжье.

– Стремительность рельефа и спокойствие в облике домов, улиц, следующих пластике рельефа.

– Крутые береговые склоны Волги, долина речки Шохонки с поднимающимися и сбегающими по ним улицами создают иллюзию обратной перспективы (улицы визуально воспринимаются как бы стоящими вертикально).

– Высокие и широко расставленные берега в долине Шохонки и узкое русло самой речки.

– Обширность подвижного водного пространства и спокойствие высокого противоположного берега, освещенного солнцем.

– Вид на сухой и теплый склон противоположного берега через протяженное мокрое и холодное пространство реки.

– Стоящие на набережной особнячки и проплывающие теплоходы.

Эти и другие обстоятельства создают неповторимый эстетический облик Плёса, т. е., то, что визуально считывается сразу. К сожалению, кисть многих живописцев этим и ограничивается.

Весь плёсский пейзаж антропогенен.

(О глубинном пейзаже.)

В начале ХV в. была создана сложная оборонительно-таможенная система на большом протяжении волжского плеса в границах так называемых Плёсских Ворот. Ядром системы служила деревянная крепость, возведенная на Ключевой горе. Она стала началом города Плёса.

Волжский плёс с крутыми берегами был свидетелем и участником событий исторически значимых не только для становления Московского княжества, но и Европы. Вспомним Евро-Азиатский торговый путь, он пролегалпо волжскому плесу через Плесскую таможню. Это историческая, глубинная часть плесского пейзажа.

Надо отметить, что волжский плёс в ясную погоду просматривается на всем своем протяжении( вверх по Волге на 7 км до с. Сунгурово и далее, вниз – на 5 км до д. Сторожево и далее) в общей сложности около 20 км. Он придает пейзажу ценнейшую свето-воздушную глубину. Взгляд, опираясь на берега, уходит по водному зеркалу реки за горизонт, в небо.

Здесь волжский плёс (в пейзажном смысле) выступает своеобразной взлетной полосой для филосовского осмысления пространства жизни (земли и неба).

Небо мы воспринимаем двояко.

С одной стороны – чисто физически (как и Землю). Так дневное солнечное небо напитывает глаз (мозг) светлым простором.

Ночное небо погружает мозг в пугающую, искрящуюся черную непроницаемость.

Бледный лунный свет переводит натуру в мерцающее состояние, пейзаж видится как бы прозрачным.

Космический пейзаж (например вид планеты из космоса) поражает затерянностью Земли в необозримой тьме и рождает одновременно и восторг, что она наполнена жизнью, и ужас одинокости и хрупкости.

Переходные состояния неба – утренние и вечерние зори красят пейзаж(натуру) волнительными цветовыми разливами.

С другой стороны, небо во всех его визуальных проявлениях, для художника – это не только источник естественного освещения натуры. С небом связано множество легенд, мифов, всевозможных поверий и предрассудков.

И. Левитана притягивало (гипнотизировало) небо. Особенно это проявилось при определении композиционной роли неба в картине “Над вечным покоем”.

Многоликость неба побуждала художника – исследователя к филосовскому осмыслению изображаемого пейзажа. Ведь небо задает масштаб земному пространству.

Левитан говорил своим ученикам: “чаще, чаще и внимательней смотрите на небо”.

В Плёсском пейзаже небо особенно значимо в силу характера рельефа (он горный) и открытого волжского пространства.

А участники плёсских пленэров восклицают: “небо у вас потрясающее!”.

Широкое живое зеркало воды своим отражением неба усиливает композиционную роль его в картине. Это активно использовал Левитан во многих плёсских работах. Например, “Вечер. Золотой плёс”, “Вечерний звон”, “Тихая обитель”, “На Волге” и др. и особенно, в картине “Над вечным покоем”. Значение неба в ней расширено и усилено рассеянным отражением обширной (почти безбрежной) водной поверхности.

А также выдающаяся составляющая качества пейзажа как волжский плёс была осмыслена и использована в серии его картин: “Вечер. Золотой плёс”, “Вечер на Волге”, “После дождя. Плес”...

Этот же прием увода взгляда в небо использован Левитаном, например, в картинах “Владимирка”, “Лунная ночь”, “Большая дорога”, “Летний вечер” и др.

Теперь чуть подробнее о картине “Вечер. Золотой плёс”. В картине запечатлен именно волжский плёс, и совсем недопустимо писать “Вечер. Золотой Плёс”, как часто встречается в литературе. Название четко обозначает не город Плёс, а часть реки – волжский плёс – при вечернем освещении.

Сам город обозначен лишь тремя идентифицирующими объектами (зданиями двух православных церквей и домом купцов Грошева и Подгорнова). Остальное взято фоном на характерном береговом склоне. Так лаконично дан узнаваемый образ купеческого городка на Волге.

Левитан для крупных работ выбирал из плёсского пейзажа только то, что оптимально работало на его замысел. Он не довольствовался написанием просто красивых видов Плёса.

Это затрудняет мемориализацию объектов, послуживших ему натурой. Заслуживает сожаления и такой факт: в городе мало сохранилось из того, что запечатлено в его картине.

Поэтому нельзя не отметить, что остро необходима топография мемориала Левитана и по возможности, его полная музеефикация, хотя бы во многом компьютерная (виртуальная).

Левитан – самый культурный инвестор Плёса. У города он ничего не отнял. Объекты города, вошедшие в виде образов в его картины, остались на месте неповрежденными, но стали золотыми в цивилизованном мире. Они сделали международный бренд городу.

Но времена изменили отношение к Плёсу. Оно стало чисто потребительским. Это приводит к тому, что изымаются из общей доступности (за счет расширения огороженной территории или возведения массивных строений) многие ценные виды плёсского пейзажа.

Нужна системная фотофиксация всех наиболее ценных в эстетическом смысле видов – с одной стороны, и фотофиксация всего того, что сохранилось исторического в пейзаже, т. е. глубинного – с другой стороны.

Подготовка соответствующих фотоальбомов, разработка экскурсионных маршрутов, т. е. паспортизация и музеефикация всего выдающегося в плеском пейзаже, – все это требование времени.

Цель – недопущение застройки мест, с которых открываются наиболее ценные виды на город, Волгу и Заволжье, а лишь соответствующее обустройство их.

Ограничить количество частных дебаркадеров у набережной...

Примеров множество, но это уже тема другой статьи.

И в заключение. Пленэрный ресурс плёсского пейзажа соответствует всем требованиям для серьезных работ в поиске нетривиальных живописных решений задач, востребованных временем.

Левитан, как первооткрыватель плёсского пленэра, сделал выдающийся шаг в этом направлении и тем обогатил русскую пейзажную живопись.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org