Шаляпин Ф.И. в Плесе. Легенды и факты

главная экспозиции  музеев статьи контакты сервис вниманию застройщиков галерея фото история Плеса форум ссылки
Плесский музей на facebook Плесский музей в VK Плесский музей на twitter Плесский музей на youtube Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная

Ойнас Д.Б.
Шаляпин Ф.И. в Плесе. Легенды и факты // Материалы научной конференции "V Плесские чтения. 1994". С. 74-82.
г. Плес

О пребывании Ф.И. Шаляпина в г. Плесе написано уже достаточно много, но до сих пор исследователи не пришли к единому мнению, каким образом Шаляпин попал в Плес, когда и как продолжительно бывал здесь. Большинство авторов использует одни и те же источники, не пытаясь проанализировать их достоверность. Автор данной статьи ставит перед собой цель обобщить уже опубликованные сведения с накопленными им самим и по возможности разрешить некоторые спорные моменты.

Многие авторы приезд Ф.И. Шаляпина в Плес связывают с его желанием побывать в тех местах, где творил художник-пейзажист И.И. Левитан, т.к. Федор Иванович очень любил его творчество. Приехав в Плес, Федор Иванович решает построить в этих местах дачу, и ему указывают на расположенное в 6 км от города имение дворян Щулепниковых. Владельцы имения, Александр Сергеевич и Екатерина Ивановна Щулепниковы1, продавал участок земли под дачу, недалеко от собственной усадьбы Утешное.

Л.П. Смирнов в своих заметках пишет, что Ф.И. Шаляпин был приглашен в Плес и Утешное Сергеем Александровичем Щулепниковым (1890 г.р.), сыном владельца усадьбы, учившимся в С.-Петербурге в училище Правоведения. «... Сергей Александрович был большим любителем театра и, посмотрев игру солиста Мариинского театра Ф.И. Шаляпина, стал его поклонником. Он познакомился с Федором Ивановичем и, надо полагать (пишет Л.П. Смирнов), в одном из разговоров Сергей Александрович усиленно звал его приехать летом в Плес и погостить у них в Утешном. Ближайшим летом Шаляпин именно так и поступил»2. Однако сам Сергей Александрович в своих воспоминаниях отрицает это3. Для него приезд Федора Ивановича в Утешное был неожиданностью.

Нина Мефодиевна Кузнецова объясняет приезд Шаляпина Ф.И. в Плес тем, что ее мать Ксения Александровна Щулепникова (1885 г.р.), сестра Сергея Александровича, однажды летом на волжском пароходе познакомилась с Федором Ивановичем, который и пообещал ей приехать на следующий год в Утешное4. На его согласие немало повлияла его любовь к работам И.И. Левитана, о творчестве которого он также беседовал на пароходе с Ксенией Александровной. Сергей Александрович пишет, что более всего Шаляпину нравились картины «Над вечным покоем» и «Золотой Плес». Желание ближе познакомиться с живыми берегами Волги у Плеса способствовало его решимости.

В 1910 г. в середине июля, вспоминает Сергей Александрович Щулепников, Шаляпин приехал в Плес5. Более точную дату дает Григорий Николаевич Смирнов в своих дневниковых записях - пятница, 23 июля6. Шаляпин приехал не один, а вместе с художником-декоратором и пейзажистом Николаем Александровичем Клодтом. Тот гостил у Федора Ивановича в имении Ратухино и был приглашен им прокатиться по Волге7. Живописный Плес, окрестности навели Шаляпина на мысль приобрести около города участок земли и построить дачу на берегу Волги. Григорий Николаевич Смирнов записал в дневнике за этот день: «...сегодня здесь певец Шаляпин ищет дачу вблизи города». Горожане по поводу покупки земли указывали все на тех же Щулепниковых и через некоторое время, прогулявшись по городу, путешественники отправились в Утешное8.

Сергей Александрович Щулепников вспоминает: «...стояла необычайно холодная погода, почти ежедневно шел дождь, как-то после обеда, воспользовавшись проглянувшим солнцем, мы пошли играть в крокет. Не успели мы закончить первую партию, как на площадку пришел отец и сказал, что на лодке из Плеса приехал Шаляпин с каким-то неизвестным человеком. Мы сейчас же бросили молотки и пошли на террасу, где увидели Федора Ивановича. На нем был теплый охотничий пиджак, короткие брюки, шерстяные чулки и простые башмаки. Рядом с ним сидел в пальто с поднятым воротником и мрачно надвинутой на глаза шляпой невысокий полный человек. Шаляпин представил его: «Мой друг, художник Николай Александрович Клодт...» После первых представлений началась оживленная беседа, и Федор Иванович простотой своего общения сразу очаровал всех. Так как на террасе было свежо, мы перешли в столовую, где уже кипел самовар. За чаем Федор Иванович рассказал о недавно закончившихся его гастролях в Монте-Карло. Говорил он замечательно живо, образно: лица, которых он называл, вставали перед нами как живые. После чая все перешли в гостиную. Увидев на столе раскрытый том Пушкина, Федор Иванович сказал, что он с большим удовольствием поет Сальери в опере Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Потом он сел за стол, внимательно посмотрел на нас и начал читать: «Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше». Полились давно знакомые слова. Больше не было Шаляпина. Вот Моцарт, «гуляка праздный», весельчак, вот Моцарт, обеспокоенный своим заказчиком, человеком в черном, вот снедаемый завистью Сальери... Мы все сидели словно зачарованные, не хотелось говорить, нарушать молчание...

Внезапно Шаляпин встал, взял лежавший на диване теплый платок, закутался в него - и вот перед нами глуповатая баба. Она становится на колени, кладет поклоны, крестится и шепчет: «Мати Казанская, мати Астраханская...» Вот она замечает на полу двугривенный, жадно хватает его и попадает пальцем в плевок: «Тьфу, прости господи, плюнули окаянные в храм божьем, мати Казанская, мати Астраханская...» И опять пошли кресты и поклоны. Невозможнобыло удержаться от смеха, а Клодт хохотал до упаду.

Вдруг Федор Иванович снова подсел к столу и, не говоря ни слова, ста изображать портного, пришивавшего к пиджаку пуговицу. Опять в сидевше рядом с нами нельзя было узнать Шаляпина. В руках его не было ни пуговицы, ни иголки, ни нитки, а нам казалось определенно, что мы все это видим.

Но не прошло и нескольких минут, как перед нами предстали в образе Шаляпина два спорщика: один студент, доказывавший дьякону, что человек произошел от обезьяны и второй дьякон, называющий студента богохульником. И все это в одном лице Федора Ивановича. Способность его перевоплощаться из одного образа в другой была изумительной»9.

Следующий приезд Ф.И. Шаляпина в Утешное был в 20-х числах августа в том же 1910 году. Он приехал пригласить Щулепниковых на его концерт в Н. Новгороде, на что те с радостью согласились10. Концерт Шаляпина проходил в Большом ярмарочном театре11. В нем, кроме Шаляпина, принимали участие пианист Ф.Ф. Кенеман, автор нескольких романсов, исполняемых Шаляпиным, а также альтист Авьерино.

Не забывал Федор Иванович о новых своих хороших знакомых и во время гастролей. Красивые места, приятное общение оставили в его душе след и подталкивали приехать вновь. Так, в январе 1912 года Федор Иванович пишет своей дочери из Монте-Карло: «Моя дорогая Иринушка! Нынче летом, наверное, мне придется готовиться к постановке на сцене в Петербурге «Бориса Годунова» и для этого придется съездить в кое-какие исторические этом смысле города, например: Углич - так уж ничего не поделаешь - придется-таки поехать, однако я думаю, может быть, мы вместе поедем покататься по Волге - поедем также к Щулепниковым и поживем немножко там...»12

Еще в первый свой приезд в Утешное Шаляпин Ф.И. купил у Щулепнйковых пустошь Хмельницы, некогда бывшую усадьбой, с остатками парка и пожелал построить там дом «...в стиле терема князя Игоря или Ларинской усадьбы...»13. Но по приезду в начале июня 1912 года в Утешное его мечты уже сменились более трезвым желанием иметь дом, в котором могли бы по меститься человек 15 членов семьи и гостей. На этот раз он приехал в сопровождении московского архитектора Кузнецова B.C. и своего слуги китайца. Привез он также свою собачку бультерьера Бульку. «...Пес этот был презабавный (рассказывает С. А. Щулепников), его можно было раздразнить до бешенства словами «маленькая собачка». Он кидался на людей, в кадку с водой, всюду, где ему указывали маленькую собачку»14.

Несмотря на то, что Федор Иванович был занят с архитектором Кузнецовым будущей постройкой, он с удовольствием участвовал в вечерних посиделках и пел для хозяев. «Никогда не забуду, как Федор Иванович пел старинный романс «Глядя на луч пурпурного заката». Некоторые из нас сидели с полными слез глазами...», - вспоминает С.А. Щулепников15.

Об общении Шаляпина с крестьянами Утешного и окрестных деревень, его любви к крестьянскому труду, о том, как он ловко, по-мужицки работал в поле, также вспоминают многие очевидцы. Скворцова Клавдия Александровна, жительница д. Горшково Приволжского р-на, 1918 г.р., вот что рассказывает со слов своей матери Степановой Олимпиады Геннадьевны, служившей горничной у Щулепниковых: «Шаляпин когда к Щулепниковым приехал, тоже на уборку с крестьянами ходил. Здоровый, высокий, в рубашке косоворотке. После уборки пели с ним песни «Дубинушку». Он утром, бывало, выйдет на берег, еще солнце только выглянуло, да как запоет, разбудит весь дом. Встретит мужиков, те идут по дороге в Плес или в Кинешму, пристроится к ним, разговор заведет, так и провожает, а обратно только к вечеру вернется»16. Воспоминания Надежды Васильевны Угловой, несколько лет служившей у Щулепниковых, жительницы г. Плеса, записаны Аллой Павловной Вавиловой: «Бывало, водят парни и девки хоровод по деревне, а Федор Иванович встанет у тына в сторонке где-нибудь и внимательно слушает песню. И если вдруг кто-нибудь скажет ему: «Поддержали бы песню», Федор Иванович ответит: «Песню, когда она льется, тревожить нельзя». На сенокосе же запели «Не велят Маше за реченьку ходить», Федор Иванович подхватил песню и понеслась она раздольная, бередя всю душу...»17. Анна Федоровна Петровичева, родившаяся в д. Мальцево Приволжского р-на, т.ж. вспоминала, что «...когда мы работали в поле, мимо проходил Шаляпин. Крестьяне попросили его спеть, и он спел для них. Очень сильный голос, на все поле разносился»18.

Сергей Александрович Щулепников также вспоминает: «Федор Иванович с первых же шагов держал себя необычайно просто: помогал крестьянам на сенокосе, накладывал сено на воза, поднимал на вилы сразу чуть ли не полкопны; вечером играл с ними в городки и, по существующим правилам, проиграв, возил на себе выигравшего», «...во время его пребывания у нас стояла прекрасная погода. Сенокос был в полном разгаре. В дни уборки работа затягивалась до позднего вечера. Из Плеса привозились угощения: красное вино - девицам, белое (водка) - мужчинам, пряники тем и другим. Федор Иванович любил принимать непосредственное участие как в полевых работах, так и в общих угощениях, отдыхе и плясках.

в один из хороших вечеров мы собрались, чтобы пойти погулять перед ужином, но вместо прогулки состоялся импровизированный концерт. После законченных работ на лужайке собрались крестьяне. Кто-то попросил Федора Ивановича спеть. Он сразу же согласился. Начали размещаться, кто н скамейке, кто на земле, некоторые остались стоять. Все смотрели на Федора Ивановича с большим любопытством, так как уже прослышали, что он за один вечер «зашибает» по тысяче рублей...

Но вот Федор Иванович запел «Не велят Маше на реченьку ходить». Полились давно знакомые звуки. Было тихо и так, но чем дальше пел Федор Ив нович, тем тишина, казалось, делалась все более и более глубокой. Ни зевка, ни покашливания. То одна, то другая из слушательниц украдкой вытирают глаза. Кое-кто из мужчин вынимает как бы нечаянно попавшую в глаз ресницу. А звуки все льются, становятся тише, тише и замирают на тончайшем пианиссимо... Минута общего молчания и восторг выливается в форме аплодисментов, криков и возгласов. «Ну, давайте хоровод, русскую», - предлагает Федор Иванович. Сейчас же девушки начинают веселую песню, и о разуется большой хоровод»19.

В последний раз, как вспоминает С. А. Щулепников, Шаляпин был в Утешном осенью того же года. По всей видимости, это произошло в сентябре, так как в октябре Шаляпин в Ратухино, а далее в Москве. И в этот раз он приезжал с архитектором Кузнецовым B.C., который подготовил план проектируемого дома. «Шаляпин опять много пел и познакомил нас с новой, неизвестной нам оперой «Эспозито».

Осенью 1912 года, видимо, в октябре, Щулепниковы были приглашены Шаляпиным к нему в Ратухино, где они познакомились с семьей Федора Ивановича. Участвовали в семейных вечерах, прогулках по окрестностям.

Так как Шаляпин сам не мог заниматься постройкой дома из-за частых гастролей и концертов, он просил Александра Сергеевича Щулепникова, хозяина Утешного, взять на себя эти хлопоты и получил согласие.

Однако, даже гастролируя, он не забывал о новом своем имении. В феврале 1913 года из Монте-Карло он пишет письмо дочери: «Моя милая, моя дорогая Аринушка! ...На счет дома на Волге скажи мамочке, чтобы она, если может, сама послала бы к Щулепникову деньги, а если нет, то пусть подождет до моего приезда в Россию - это же недолго. Затем, если маму будут спрашивать на счет каких-нибудь особенных водопроводов, то этого делать, по моему мнению, не надо, так как я вполне убежден, что жить там все вы будете мало - это я заключаю уже из того, что ты пишешь в письме, как вы мечтаете о вашем дорогом Ратухино. Да я и сам вижу, что вы все очень любите и привязаны к Ратухину и, следовательно, больших денег затрачивать на волжское житье не стоит, а разные большие удобства потребуют много лишних денег, тем более что туда потрачено уже немало»20.

Дом был закончен с постройкой в 1914 году.

Больше всего разногласий возникает по поводу того, приезжал ли Шаляпин Ф.И. на построенную дачу в 1914 году или нет. П. Моисеев в своей книге «Город Плес» пишет: «...Но Шаляпин в своей новой даче так и не жил. Приехал, посмотрел, остался недоволен тем, что березовая роща заслоняет вид на Волгу, и уехал, чтобы больше никогда не возвращаться в свое имение»21. В. Курмыцкий в статьях «Течет через мое сердце» и «Современницы Шаляпина» также утверждает, что Шаляпин побывал на построенной даче и ушел, недовольный ею: «...Из опубликованных воспоминаний его (Шаляпина) друзей и товарищей я узнал, что во вновь построенном доме он пробыл всего около двух часов. Не понравилось ему и само здание, и внутреннее расположение комнат, а отсутствие вида на Волгу, которую он очень любил, довершило его неприязнь к этому мрачному строению, и в час ночи он ушел из пего, чтобы никогда больше сюда не возвращаться.

Но ушел он отсюда недалеко, в небольшое имение, которое тоже было расположено на высоком волжском берегу и всего в полутора верстах от непонравившейся ему собственной дачи. Принадлежало оно Александру Сергеевичу Щулепникову с его довольно многочисленным семейством.

Радушие, с каким был принят и обласкан замечательный пришелец и самим хозяином, и гостеприимной хозяйкой Екатериной Ивановной, а также и другими членами семьи - сыном, невесткой и дочерью, расположили и определили его доброе к ним отношение Федора Ивановича. Он искренне любил это дружное семейство и трижды приезжал сюда на отдых в разные годы - до и после революции...»22

Ни у кого из «друзей и товарищей» Шаляпина в опубликованных воспоминаниях того, что пишет В. Курмыцкий, нет. По его словам выходит, что Федор Иванович был на даче с 11 до 1 часу ночи. Непонятно, что делал Шаляпин на только что построенной даче ночью и какой вид на Волгу и внутреннее расположение комнат он мог разглядеть в это время. Мало того, в час ночи он направился в соседнее имение, расположенное в 1,5 верстах, где и был обласкан хозяевами. Кроме того, неприязнь, по словам В. Курмыцкого, вдруг охватившая Федора Ивановича, к этим местам, к самим же им задуманному дому его, ко многому относившемуся с крестьянской расчетливостью, тем не менее не подтолкнула к продаже имения.

Разберем год жизни Шаляпина (1914) сточки зрения возможности его приезда в Хмелышцы. Здесь нам могут помочь его личные воспоминания, письма, а также «Летопись жизни и творчества Ф.И. Шаляпина», составленная Котляровым Ю.Ф. и Гармашом В.И.23 Итак, 1914 год, январь - с 1 по 9 Шаляпин в Москве, 10 - уезжает в С.-Петербург, а 27 едет в Финляндию, где отдыхает и поправляет здоровье в санатории Рауха, 10 февраля он гостит у И. Репина в Куоккале, Репин пишет его портрет. 13 февраля он отъезжает в С.-Петербург, а 11 - 13 и 23 - 25 марта вновь у Репина. 29 апреля едет в Москву, где дает концерты до 14 апреля с небольшим перерывом 5-7 апреля, когда ездил в Звенигород встречать Пасху. С 15 по 29 апреля Шаляпин в С.-Петербурге, за исключением его поездки к М. Горькому 26 - 28 в Мустамяки. 29 апреля у Федора Ивановича начинаются гастроли по Европе. 16 мая - Германия, с 7 июня до середины месяца - Париж, затем до 12 июля - Лондон и возвращается во Францию, где его застает первая мировая война: Шаляпин переезжает на западное побережье Франции. Оттуда в конце августа перебирается в Норвегию, 28 - Берген, 31 - Осло. Далее Швеция — 1—5 сентября - Стокгольм, 6-7 - Финляндия, 1-9 - Петроград, 10 сентября - 9 октября - Москва, 10-21 октября - вновь Петроград. График пребывания в обеих столицах плотный, расписан по дням, концерты, репетиции и вновь концерты, репетиции. 22 октября едет в Польшу (Варшава), 31 октября возврат щается в Петроград, а 15 ноября едет в Москву и до конца года в «первопрестольной», исключая 25 - 27 ноября концерт в Петрограде.

Как видим, этот год жизни Федора Ивановича известен буквально по дням. И даже если предположить, что он все-таки приезжал в Хмельницы, то это могло быть возможно только или ранней весной или поздно осенью, когда и без того не особо густые, молоденькие березки парка не могли закрыть вид на Волгу.

Косвенно отрицает эту поездку и В.А. Теляковский в своих воспоминаниях «Мой сослуживец Шаляпин»: «...Шаляпин присмотрел и купил еще одно имение на Волге около Плеса, однако же вскоре в этих имениях (т.е. Ратухино и Хмельницы) жить перестал, особенно когда весной и летом стал гастролировать за границей...»24

Нет никаких сведений об этой поездке ни в опубликованных источниках, да и Щулепниковы о ней ничего не знали. Можно допустить, что Шаляпин Ф.И. побывал в Хмельницах в 1914 г. не показавшись у Щулепниковых, что могло бы объяснить их неведение, но в 1915 году Сергей Александрович Щулепников, получив назначение по работе в Москву и не имея еще пристанища, жил несколько месяцев у Федора Ивановича, посещал его спектакли, был приглашаем им на ужины и прогулки и явно был бы извещен о поездке.25 Не мог быть Шаляпин Ф.И. в Хмельницах и в последующие годы, так как Щулепниковы жили в Утешном безвыездно до 1924 года и не могли не узнать об этом, а Сергей Александрович Щулепников, поддерживающий с Федором Ивановичем контакт, проработал в Плесе до конца 20-х годов учителем истории России, читал общедоступные лекции по культуре и искусству и в том числе о Ф.И. Шаляпине26.

Многочисленныетастрольные поездки Федора Ивановича, большая привязанность семьи Шаляпина к имению Ратухино сделали свое дело и вновь построенная дача в Хмельницах так и не увидела своего хозяина.

После революции в 1918 году дача Шаляпина была национализирована и отдана под детскую коммуну, а с 1924 года в ней разместился дом отдыха27.

О пребывании Ф.И. Шаляпина в Плесе, Утешном и окрестных деревнях сложилось множество легенд, вполне возможно, имеющих под собой реальную почву. Сойдя с парохода, Шаляпин «...неторопливо прошел по базарной площади, купил 5 фунтов семечек и, лузгая их, с улыбкой оглядывался. - «Шаляпин!», - послышалось в собиравшейся толпе. - Горло, значит, семечками полирует, - шутливо сказал кто-то. - Полно, дураково поле, - перебил другой голос. - Горло полируют другим средством.., - последовал звонкий щелчок по горлу...» «...Слух о приезде Шаляпина мигом облетел весь город, и за ним уже ходила огромная толпа. Просили, конечно, спеть, но он, улыбаясь, отказывался и, по-прежнему бросая в рот семечки, шутил: «Горло не отполировано...»28 Федор Иванович первоначально, видимо, рассчитывал найти постой в Плесе и поэтому бродил по улицам, осматривая город и подыскивая жилье. Поиски квартиры породили также несколько легенд, отдельные из которых являются вариантами одного и того же сюжета, переработанного народным воображением. Вот одна из них, на мой взгляд, наиболее правдоподобная: «...Шаляпин заходил в дома, расположенные на Нижней улице, в поисках себе квартиры. Зашел он в каменный двухэтажный дом, расположенный на Нижней улице напротив пристани для экскурсионных теплоходов. Как раз у этого дома проходит переулок, выходящий на Верхнюю улицу (современный адрес - ул. Советская, д. 25 - прим. Д.О.). Дом этот принадлежал тогда двум братьям Смирновым - Николаю Кандидьевичу и Федору Кандидьевичу. (...) Шаляпин зашел в помещение Федора Кандидьевича и встретился с его женой Татьяной Дмитриевной, которая отнеслась к посетителю крайне неприветливо, несмотря на то, что Шаляпин изящно раскланялся с нею и говорил очень приятным и выразительным голосом. Татьяна Дмитриевна сказала ему: «Поди-ко, поди, батюшко, прочь. Нынче и жулики-то в шляпах ходят». Так сказала она, указывая на шляпу, которую Шаляпин при входе в дом снял и держал в руках. Другие рассказчики прибавляли, что все же она смилостивилась и показала ему свободные комнаты во втором этаже, откуда был выход на небольшой балкончик...»29 Бытует множество вариаций рассказа еще об одной ситуации, якобы произошедшей в Плесе с Федором Ивановичем. Одна из них записана А.П. Вавиловой: «Интересно рассказывает о встрече с Шаляпиным один из жителей города: «В окне моего дома была выставлена грамофонная труба. И однажды кто-то громким басом спросил: «...А «Блоха» есть?» Не успел я и пластинку поставить, как под окном раздалась песня и понеслась над Волгой: «Жил-был король когда-то»30. Еще одна легенда сложилась вокруг одного из отъездов Шаляпина из Утешного. Будто бы он, уезжая, «...хотел сесть на проходящий пароход с лодки, но пароход почему-то не желал остановиться. Тогда Шаляпин запел одну из оперных арий и капитан парохода, услышав пение знаменитого певца, тотчас узнал его и остановил пароход. Шаляпин сел на него и уехал к своему семейству в Москву»31.

В семейном архиве Щулепниковых у потомков владельцев Утешного, в Москве, Харькове и Магнитогорске хранятся реликвии, связанные с Федором Ивановичем. Это фотографии, сделанные в Утешном мужем Ксении Александровны Щулепниковой, мещанином Мефодием Ивановичем Кузнецовым, впоследствии известным химиком, преподавателем Харьковского технологического института. На этих фотографиях Шаляпин изображен и на сенокосе, и в кругу владельцев Утешного и крестьян, и на охоте. Кроме того, два фотопортрета с его собственноручными надписями. Визитная карточка и записка с просьбой пропустить Сергея Щулепникова на его концерт. Тарелка, расписанная самим Федором Ивановичем, где он изобразил себя в костюме Ивана Грозного и другие подарки, свидетельствующие о любви и доверии к этому семейству.

Итак, мы выяснили, что Шаляпин Ф.И. бывал в Плесе и Утешном четыре раза в 1910 и 1912 годах. И хотя на своей новой даче в Хмельницах он так и не побывал, но от этого она нимало не утратила своей ценности. В этих местах бывал великий певец, здесь звучал его голос, здесь провел он пусть небольшую, но часть своей жизни, оставил частичку своей души. В постройку вложены и его идеи, и заботы, и деньги, наконец. Нельзя забывать об этом. Сегодня дача Шаляпина принадлежит ивановскому объединению «Кранэкс», которое использует его как базу отдыха. И дай Бог, чтобы их усилия благоустроить ее не привели к разрушению этого памятника.


1 ГАКО. Ф. Р-864. Оп. 1. Д. 231.

2 Смирнов Л.П. Шаляпин в Плесе. Рукопись. 1987. Архив ПГИАХМЗ.

3 Воспоминания хранятся у сына Сергея Александровича, Александра Сергеевича Щулепникова в г. Москве; почти полностью опубликованы в журнале «Волга». № 10. 1967. Встречи с Шаляпиным. С. 185 - 189.

4 Нина Мефодиевна Кузнецова живет в г. Харькове.

5 Воспоминания С.А. Щулепникова...

6 Дневниковые записи Г.Н. Смирнова за 1910 год хранятся в семье Смирновых в г. Москве. Копия в архиве ПГИАХМЗ.

7 Воспоминания С.А. Щулепникова...

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Федор Шаляпин. Страницы из моей жизни. М., 1990.

12 Федор Иванович Шаляпин. М., 1960. Т. 1. С. 441.

13 Воспоминания С.А. Щулепникова...

14 Там же.

15 Там же.

16 Воспоминания записаны Ойнасом Д.Б. в 1993 г.

17 Вавилова А.П. Великий певец// газ. «Новая жизнь». Фурманов. 14 февр., 1973 г.

18 Записано Ойнасом Д.Б. в 1994 г. со слов ее внука Цыбенко В., жителя города Плеса.

19 Воспоминания С.А. Щулепникова...

20 Федор Иванович Шаляпин. М., 1960. Т. 1. С. 447.

21 Моисеев П. Город Плес. Ярославль, 1970. С. 33 - 34.

22 Курмыцкий В. Течет через мое сердце // газ. «Рабочий край». Иваново, 1983. 30 янв.; Современницы Шаляпина- // газ. «Волга». Юрьевец, 1982. 11 нояб.

23 Федор Иванович Шаляпин. М., I960. Тт. 1 - 2. Летопись жизни и творчества Ф.И. Шаляпина. Л. 1. Т.2. 1989.

24 Теляковский В.А. Мой сослуживец Шаляпин // Федор Иванович Шаляпин. М., 1960. Т. 2. С. 189.

25 Воспоминания С.А.Шулепникова...

26 Смирнов Л.П. Шаляпин в Плесе. Рукопись. 1987. Архив ПГИАХМЗ.

27 Воспоминания Г.Е.Лебедевой, жительницы г.Плеса. Записано Ойнасом Д.Б. в 1992 г.

28 Смирнов Л.П., Плес // газ. «Литературная Россия». № 1. 1975. 3 янв.

29 Смирнов Л.П. Шаляпин в Плесе. Рукопись. 1987. Архив ПГИАХМЗ.

30 Вавилова А.П. Великий певец // газ. «Новая жизнь». Фурманов, 1973. 13 февр.

31 Смирнов Л.П. Шаляпин в Плесе... 16 3.1265


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org