Новые данные о материальной культуре средневековой Костромы

главная экспозиции  музеев статьи контакты сервис галерея фото история Плеса форум ссылки
Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная
Алексеев С.И.
(г. Йошкар-Ола)

Средневековая Кострома, впервые упоминаемая в дошедших до нас русских летописях под 1213 г.(I.c. 110), а по традиции идущей с В.Н.Татищева, основанная в 1152 г. (2,с.44), долгое' время оставалась слабо изученной. Это объясняется в том числе и тем, что, будучи большую часть своей истории провинциальным городом и находясь на периферии важнейших политических событий, она редко попадала на страницы летописей и других письменных источников. Вещественные же источники по Костроме начали целенаправленно и систематически накапливаться лишь с 1989 г. в результате работ Центра археолого-этнографических исследований Марийского госуниверситета. Новые интересные источники по истории материальной и духовной культуры этого средневекового города были получены в результате полевого сезона 1992 г.

Наибольший результат дали работы на раскопах X1 и Х1У в историческом центре Костромы вблизи и, возможно, на территории предполагаемого места первого Костромского кремля.

Раскопом Х1 (145 кв.м) была вскрыта часть усадьбы, представляющей собой остатки срубной конструкции, состоящей, как минимум, из двух клетей. К центральной клети с запада и востока примыкали хозяйственные ямы: одна размерами более 3 м в длину, 1,2 м в ширину, более 0,6 м в глубину, другая исследована лишь частично - ее длина более 1,6 м, ширина боле 1,6 м, глубина более 0,9 м. Нижние венцы стен заглублены на 0,4-0,5 м. С конструкцией не связаны еще 20 хозяйственных ям, датированных по находкам из заполнений ХШ -Х1Х вв. Что касается самой конструкции, то по находкам, стратиграфически относящимся к ней, она датируется ХШ в.

Х1У раскопом были обнаружены культурные напластования сменяющих друг друга пяти строительных периодов ХШ-Х1 вв. В площадь раскопа (36 кв.м) попало и было частично раскопано 5 сооружений. Почти полностью было вскрыто сооружение № 3, относящееся к третьему строительному периоду. Оно представляло собой прямоугольную конструкцию (3,5 х более 3,8 м), вытянутую с северо-запада на юго-восток. Нижние венцы срубной конструкции были углублены на 40-50 см. В углу, образованном юго-восточной и северо-восточной стенами сооружения, был зафиксирован объект, представляющий собой углубление печи-каменки подпрямоугольной формы (1,2x1,4 м). В углу юго-западной стены сооружения находилась яма для коротких (0,8 м) лаг под нижний венец сруба. Сооружение № 8 по комплексу находок может предварительно быть датировано ХП-ХШ вв.

Вещевой комплекс раскопов XI и Х1У довольно разнообразен. В большом количестве были представлены стеклянные браслеты: 47 - из XI раскопа, 28 - из Х1У. В среднем 1 браслет был найден на площади примерно 2 кв.м, что является довольно высоким показателем, тем более если учитывать сильную потревоженность культурного слоя поздними перекопами. По внешнему оформлению браслеты чрезвычайно многообразны - гладкие с перевитьем, крученые, крученые с перевитьем, витые. Спектр цветовой гаммы браслетов также широк - черные, коричневые, фиолетовые, зеленые, бирюзовые, желтые.

В свое время М.В. Фехнер сделала предположение о возможности местного производства стеклянных браслетов в Костроме (3, с.106). Однако технологический анализ стеклянных браслетов, проведенный Ю.Л. Щаповой на материалах дореволюционных сборов и раскопок М.В. Фехнер, показал преждевременность этих предположений - большинство браслетов было киевского производства, они провозились также из Новгорода Великого, Смоленска, Полоцка (4, с. 150). Полученные в результате раскопок последних лет браслеты из закрытых комплексов монгольского времени позволяют вновь вернуться к вопросу о месте их изготовления. Как известно, производство стеклянных браслетов в Киеве прекращается с монголо-татарским нашествием на Русь. По своим потребительским качествам ношение стеклянных браслетов конкретным лицом не могло быть длительным явлением, ив силу этого разрыв во времени производства и бытования был несущественным. Их наличие в комплексах монгольского времени (вторая половина ХШ-Х1У вв.) позволяет признать либо факт изменения традиционных источников поступления этих изделий, либо возможность их местного производства, не затронутого монголо-татарским нашествием или возникшим в это время. Технологический анализ стекла браслетов поможет внести ясность в эту проблему.

Кроме браслетов изделия ив стекла представлены бусами, которых найдено значительно меньше - 5 экземпляров. Наибольший интерес вызывают 2 бусины, обнаруженные в слоях первого строительного периода раскопа Х1У - круглые, зонные, желтая (рис.1;6) и синяя (рис.1 ;7), датированные ХП - серединой ХШ вв (6, с. 166-167). Одна круглая шаровидная бусина из комплекса Х1У в. изготовлена из красной глины с белым ангобом.

Новым видом изделий из стекла, не находимым ранее в Костроме, являются фрагменты ранней стеклянной посуды (pис. 1;14). Кроме изделий из стекла другие украшения выполнены из меди и серебра. В комплексах ХП-ХШ вв. обнаружена конусовидная подвеска-колокольчик с прорезью и ушком (рис.1;3). Особый интерес вызывает набор серебряных украшений, найденный в нерасчлененном на Ш-У строительные периоды слое XIУ раскопа (ХШ-Х1У вв). Он состоит из креста и двух обрамлений в виде полумесяцев. На обратной стороне изделий на клепках сохранились куски кожи, что позволяет отнести данное изделие к поясному набору (рис.1;1).

О возможных украшениях из других материалов может говорить найденный в заполнении сооружения ХШ в. фрагмент необработанного красного янтаря.

В большом разнообразии представлены бытовые изделия. На указанных раскопах было обнаружено 2 корпуса железных замков типа Б по классификации Б.А.Колчина, датированные ХП-ХШ вв. (6, с .80-82), три дужки от железных замков, 4 железных замочных ключа, в том числе 1-с коленчатым круглым замочником, 1-о обычной лопастью (рис.1; 12 ).

Особенно много железных ножей различных форм - 13 - из XI раскопа и 15 из - Х1У.

Впервые в Костроме в комплексах было найдено 2 шиферных пряслица биконической формы (рис.1;3), которые бытовали в основном с конца X до середины ХШ вв.

Железные кресала представлены двумя удлиненно овальными (рис.1;10), датированными ХП-серединой ХШ вв. и двумя овальными, датированными ХШ-ХУ вв.

Из бытовых изделий интерес вызывает и костяной двусторонний гребень трапециевидной формы (рис.1;9).

В раскопе Х1У был обнаружен сельскохозяйственный инструментарий - фрагмент железного серпа и фрагмент железного лемеха плуга. В раскопе Х1У в слоях П строительного периода, связанного с сооружением № 4 , была обнаружена серия оселков различных форм (3 экз.). Всего на обоих раскопах обнаружено 5 оселков.

Впервые в Костроме был обнаружен и ремесленный инструментарий - 4 железных зубила (рис.1 ;13), железный пинцет с Г-образными губами, железный кочедык.

В единичных экземплярах найдены такие изделия, как красноглиняная, покрытая белым ангобом писанка, расписаная желтым и зеленым цветами (рис.1;4), глиняная игрушка в виде лошади, шиферный крестик (рис.1;8).

Обломки глиняной пооуды являются массовым источником при раскопках средневековых городов. На указанных раскопах в основном были обнаружены фрагменты горшковидных гончарных сосудов с отогнутым наружу венчиком различного оформления. Но были встречены и миски, чаши, блюда. Посуда ХШ-Х1У вв. в большинстве представлена красноглиняными грубого облика сосудами с примесью крупного песка или крупной дресвы и органики в тесте. В Х1У в. красноглиняная керамика выполнена лучше, однако продолжают сохраняться сложившиеся технологические традиции. Почти вся она орнаментирована рядами ив каннелюров, волнистых линий, наклонных насечек, наколов из зубчатого штампа или их сочетаний. Значительно реже встречается белоглиняная керамика, повторяющая в целом формы красноглиняной посуды, отличаясь в технологии более тонкими формовочными массами.

Работами в 1992 г. пополнилась и коллекция золотоордынской керамики - 5 фрагментов. Как правило, это керамика с ультрамариновой или бесцветной глазурью и подглазурной росписью на белом (4 экземпляра) или розовом (1 экземпляр) кашине. 1 фрагмент золотоордынской керамики изготовлен из красной глины с зеленой поливой и орнаментом в виде концентрических кругов. Данная керамика может быть датирована Х1У в. и, найденная на Х1У раскопе, относится к 1У и У строительным периодам.

Таким образом, археологические раскопки на XI и Х1У раскопах Костромы позволили получить важные свидетельства городской культуры одного из значительных городов Верхнего Поволжья Х111-Х1У вв.

Литература:

1. ПСРЛ. М; Л., 1949. Т. 25

2. Татищев В. История Российская. М;Л., 1964. Т. 2.

3. Фехнер М.В. Раскопки в Костроме//КСИИМК. М., 1952. Вып. 47

4. Щапова Ю.Л. Стекло Киевской Руси. М. 1972.

5. Щапова Ю.Л. Стеклянные бусы древнего Новгорода // Труды Новгородской археологической экспедиции: МИА. М., 1956. Т. 1

6. Колчин Б.А. Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великого //Труды Новгородской археологической экспедиции: МИА. М., 1959. Т. П.

материальная культура средневековой Костромы


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org