Редкий тип гончарной посуды из курганов Избрижья

главная экспозиции  музеев статьи контакты сервис галерея фото история Плеса форум ссылки
Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная
Ф.Х. Арсланова
г. Тверь

Коллекция гончарной посуды (72 экз.) из 122 древнерусских курганов Избрижья содержит (по состоянию на 1991 г. ) пять сосудов, для которых характерно высокое цилиндрическое вертикально поставленное (кург. 134), слегка сужающееся (кург.108; 134) или расширяющееся (кург.47,61,71) к венчику горло, переходящее через сильно выпуклое (кург. 108,134) или выпуклое (кург. 61/1, 71) плечико в округлое (кург.61/1, 71, 134) или приплюснутое (кург.108) тулово. Дно, как правило, узкое (кург. 108, 134) или среднее (кург. 61/1, 71). Край венчиков разнообразен по форме: косо срезан во внутрь, скошен во внутрь с небольшим валиком по внутреннему нижнему (кург. 61/1) или внешнему (кург. 71) срезу; в одном случае край закруглен с наружным утолщением (кург.134). Наибольший диаметр находится в пределах верхней трети высоты тулова и превышает общую высоту сосуда.

Обращает на себя внимание своеобразная конструкция и малочисленность рассматриваемых сосудов. По конфигурации их форма близка к этнографическим образцам - кринкам (крынкам), широко используемым восточными славянами.

Согласно наблюдениям Ю.Л. Щаповой (1991, с.8-9), существовавшие различия в технологии керамического производства отражаются более всего в конструкциях сосудов. Наиболее близкие аналогии избрижской посуде по конструктивным элементам имеются в памятниках, Северо-Запада (Новгород, Псков, Изборск, курганы Юго-Восточного Приладожья), а также в более отдаленных - мезовецких памятниках Польши. М.В. Малевская (1972, с. 20), рассматривая аналогичный тип посуды из Новогрудка, приходит к выводу, что следует отличать общеславянскую и мазовецкую (западно-славянскую) группы. При этом автор вполне справедливо допускает проникновение в Новогрудок "некоторых элементов культуры мазовшан, проявленных в форме горшков с вертикальным горлом, характерных для Х1-Х11 вв." Ранее Г.П. Смирнова (1956, с. 230-231) объясняла появление специфического типа (Ш тип А, Б) посуды в Новгороде проникновением ее из западных районов, допуская и изготовление ее на месте - до конца Х1 в. С.В. Белецкий (1980, с. 15), исчерпывающе анализируя керамику Пскова, справедливо отмечает наличие западно-славянских (южно-балтийских, в частности) традиций в изготовлении посуды рассматриваемого типа.

Представляет интерес и наблюдение Ф.Д. Гуревич о тесном взаимовлиянии местного древнерусского и западно-славянского населения в районе Подляшья, которое отразилось и на керамическом производстве (1980, с. 51-52). В инвентаре древнерусского города Дрогичина и каменных могилах Подляшья имеются сосуды с вертикальным горлом. Сближают избрижские экземпляры с вышеописанными не только общие конструкции и пропорции, но и характерный нелепной, штамповый и линейно-волнистый орнамент, покрывающий главным образом плечико и верхнюю часть тулова.

Что касается декора на кринках Избрижья, то он отличается лаконизмом по сравнению с общеизвестным линейно-волнистым орнаментом древнерусского сельского населения Избрижья. Так, на двух образцах (кург.47, 71) имеется только налепной валик по горлу, на двух других (кург. 108,134) - ногтевые вдавления или отпечатки четырехзубчатого штампа в сочетании с глубоко врезанными широкими или узкими параллельными горизонтальными и вертикальными линиями, составляющими "горизонтальные пояски" по верхней части тулова. Отдельные элементы (валики, отпечатки зубчатого штампа, насечки) узора встречаются достаточно часто на кринкообразных сосудах из синхронных курганов веси на р. Сяти (А.М. Спиридонов, 1985, с. 203).

Если учитывать, что керамика - один из основных элементов, определящих культурную принадлежность, то описанные образцы в технике изготовления отличаются от местной. Особенно кринка из кургана 108 - она была изготовлена из хорошо отмученной глины с примесью песка, обжиг равномерный - серого цвета изнутри и снаружи, поверхность подлощенная. Этот экземпляр является, очевидно, привозным. Остальные образцы изготовлены, возможно, на месте - с примесью мелкозернистой дресвы, выступающей на стенках, поверхность их заглажена (тканью?) в горизонтальном направлении по горлу, в вертикальном - по тулову. Качество обжига сосудов различно, - поэтому и разнообразие их по цвету: темно-коричневый (кург. 47, 134) и черный (кург.71).

Наличие подсыпки на дне и ободка до краю днища (от подставки на диске гончарного круга) позволяют предположить, что эта посуда формовалась на ручном гончарном круге. Слабая уплотненность и нечеткие очертания клейма (кург. 134), а также следы округлой канавки на дне диаметром 7,5 см дают основание говорить, что матрицей для клеймения был деревянный круг. Рисунок клейма не имеет аналогий в местной посуде.

Факт проникновения в Избрижье отдельных экземпляров посуды из западных районов, очевидно, связан о широким обменом и проникновением отдельных навыков керамического производства, которые соответствовали требованиям быта населения Тверского Поволжья. Нельзя не учитывать и возможность инфильтрации отдельных групп населения с западных районов, на что указывают не только сосуды с явно одинаковыми морфологическими признаками, но и некоторые экземпляры украшений, в частности, височные эсоконечные кольца, цепочки, фибулы и т.д. Большое значение для определения дат описанной посуды имеет похоронный обряд и инвентарь погребенных женщин 30-50 лет. Они были положены на выжженный материк в вытянутом положении на спине, головой к северо-западу. Наиболее ранним, отнесенным к первой половине XI в. является курган 134, содержащий лепной горшок конца 1 тыс. н.э., однобусинное кольцо (Х-Х1 вв.), ожерелье из плохо плавленого бисера (406 экз.) из тянутых трубочек, рубленого синего и черного бисера (Х в.), золоченых: бус византийского происхождения (2-я треть XI в.), цепочка с ножом, крестопрорезные бубенчики. В курганах 47, 71, 108 найдены вещи второй половины Х1в. - это браслетообразные височные кольца с заходящими концами, завязанные одним концом; перстневидные загнутоконечные кольца; серебряные бочонкообразные бусы; зонные бусы из непрозрачного черного стекла, на поверхности которых нанесены белые стеклянные зигзагообразные нити (Х1-Х11 вв.); дутые бусы из серебра; круглопроволочный перстень с заходящими концами (XI в.); рубчатый перстень (Х1-ХШ вв.).

Итак, открытая в курганах у с. Избрижье малочисленная группа своеобразных сосудов (кринковидных), отличающаяся от основной массы посуды, приобретает важное значение при определении существовавших связей с соседними обществами населения Тверского Поволжья, которое испытывало некоторое влияние со стороны ближайшего окружения, в целом развивавшегося автохтонно.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org