Раскопки в городе Рыбинске

главная экспозиции  музеев статьи контакты сервис галерея фото история Плеса форум ссылки
Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная
И.И. Рыкунова, А.Н. Рыкунов, Е.В. Смирнова
г. Рыбинск

В 1992 г. на территории современного города Рыбинска продолжались начатые в 1990-91 гг.1 археологические исследования как правого (современный исторический центр), так и левого берега Волги (памятники "Усть-Шексна I и II").

На правом берегу проводилась шурфовка и охранные раскопки на территории современного исторического центра, в основном в районе улиц Чкалова, Пролетарской, Ломоносова и Пушкина. Всего вскрыто 80 кв.м.

Предварительные архивные изыскания в гг. Москве, Ярославле и Рыбинске существенных результатов не принесли, поскольку наиболее ранние обнаруженные историко-географические и социальные данные о Рыбной Слободе (площадь поселения, его статус в разные годы, величина оброка, плотность населения и т.п.) относятся лишь ко второй половине ХУII в.2 Более ранние летописные сведения XY- ХУ1 вв.3 содержат фактически лишь упоминания о Рыбной Слободе и в большинстве случаев требуют археологического подтверждения. Раскопки в г. Рыбинске

В целом, 14 исследованных археологических шурфов, заложенных в 10 изучаемых кварталах современного центра Рыбинска, позволяют сделать следующие предварительные выводы.

На изученной площади мощность культурного слоя колебалась от 120 до 240 см, увеличиваясь по мере приближения к набережной Волги и постепенно понижаясь к западу, начиная от улицы Дзержинского. Стратиграфия шурфов весьма неоднородна на различных участках и в значительной степени нарушена перекопами последних двух столетий. В среднем, мощность культурного слоя, соответствующего концу ХУIII-XX вв., составляет 100-140 см4. Наиболее характерные находки: сероглиняная и чернолощеная керамика плохого лощения, встречаются и целые формы, как, например, сосуд второй половины ХУIII в., напоминающий по очертаниям вазу (с округлыми бочками, несколько неровный в широкой части; высота - 19 см, диаметры донца и венчика - 12 и 14 см соответственно), или - мисочка начала XIX в. диаметром 8 см; многочисленные железные и бронзовые изделия различной сохранности, а также - две свинцовые пломбы; монеты различного достоинства и времени - от "денги" 1769 г, до пятаков 1861 и 1907 гг.; плоские сюжетные и несюжетные изразцы, по большей части - печные; фрагменты стеклянных, керамических и фарфоровых изделий, часто с клеймами изготовителя и пр.

На глубине 120-240 см, как правило, находятся слои ХУ начала XYIII вв. Находки - в целом типичные для верхневолжского торгово-ремесленного и рыболовецкого поселения, получившего, как показал д.и.н. М.Я.Волков, около 1680 г. права посада5. В первую очередь это фрагменты керамических сосудов: ангобированная керамика XY-XYI вв. , незначительное количество белоглиняной и мореной керамики XYI-XYII вв., однако преобладает, особенно в верхних слоях, чернолощено-ангобированная и чернолощеная керамика тщательного лощения конца ХУ1-начала ХУIII вв. Из других керамических находок отметим фрагменты четырех курительных трубок со штампованным орнаментом первой половины ХУIII в., четыре шаровидных рыболовных грузила ХУ1-ХУII вв. диаметром от 9,5 до 8,5 см, а также - 2 элипсовидных и одно биконическое; фрагмент игрушки-свистульки, аналоги которых хорошо известны по раскопкам в Москве, где они датируются ХУ1 в., и пр. Сохранилось небольшое количество обрывков кожи и частей обуви: подошвы, часть задника сапога с многослойным каблуком, скрепленным коваными гвоздиками, обрывок ремня. Найдены 2 плохо сохранившиеся монеты; ХУII (ХУ1?) в. - "копейка" с всадником (Георгий Победоносец), а также одна первой половины ХYIII в. - "денга" 1740 г. Отметим также точильный брусок треугольной формы (прямоугольный в сечении), различные железные кованые изделия плохой сохранности. Особо следует сказать о крупном фрагменте керамики конца ХУ1-начала ХУII в., представляющем собой как бы два поставленных на общее основание и скрепленных между собой венчика. Небольшие аналогичные фрагменты встречались в различных экспедициях и ранее, однако трактовались как "шутка ремесленника". В то же время месторасположение данного фрагмента (на развале печной трубы), его величина, позволяющая судить о форме в целом, а также несмываемая копоть на соответствующих частях позволяют сделать вывод, что это - аналог современного дефлектора - насадки на трубу для усиления тяги6.

Наиболее интересным из исследованных оказался квартал №12, заключенный между пр. Ленина, Пионерским, Садовым переулками и ул. Пролетарской, где в шурфах 2x2 и 4x4 м (последний вскрыт в 1991 г.) зафиксированы остатки деревянных сооружений ХУ1-ХУII веков, располагающиеся друг под другом через каждые 15-40 см, что, вероятно, соответствует жизни одного поколения. Это позволяет надеяться в дальнейшем на более точную датировку вещевого и керамического материала. Однако в связи с незначительной площадью шурфов ни одно из строений не вскрыто полностью. Наиболее информативны остатки сгоревшей постройки, вскрытой в шурфе 2x2 м на глубине 160-190 см. В обгоревшем бревне обнаружено небольшое, по форме близкое к сферическому пищальное ядро из белого камня диаметром 3,5 см, аналоги которого при раскопках Коломенского кремля датированы ХУ-XYI вв. Судя по незначительной толщине бревен и по находкам: фрагменты двух керамических грузил, обломок кованого рыболовецкого крючка, небольшие фрагменты двух ангобированных сосудов и несколько крупных рыбьих позвонков,- данное строение относится к рыболовецким хозяйственным постройкам ХУ1 столетия.

В целом, проведенные работы подтверждают вывод 1990-91 гг. 7 о месторасположении наиболее древней части Рыбной Слободы в границах улиц Дзержинского, Чкалова, Пионерского и Клубного переулков, куда быстрое течение Шексны, впадающей в Волгу с ее левого берега, выносит свои воды. В то же время, за исключением нескольких фрагментов коричневой керамики о тычковым орнаментом (небольшие обломки корчажки и миски, в том числе - 2 венчика), находок, которые можно было бы датировать первой половиной ХУ в. или ранее, обнаружено не было. И это несмотря на имеющиеся упоминания о поселении "Рыбаньск" или "Рыбная Слобода" в ХII-ХIII вв. (см. выше).

Объяснений этому может быть два. Или наиболее древние слои просто еще не обнаружены (что возможно, т.к. наиболее интересные в археологическом плане кварталы вдоль набережной Волги еще практически не изучались), или, что, на наш взгляд, более вероятно, "Рыбная Слобода" - это второе название погоста "Усть-Шексна", впервые упомянуто в летописи под 1071 (1068?) годом8. Первоначально поселение располагалось на правом берегу Шексны при впадении ее в Волгу, где при раскопках 1951 г. обнаружены остатки городской, предположительно купеческой усадьбы с частоколом 1220 года постройки 9, а затем, став после татаро-монгольского нашествия 1238 г. поселением преимущественно рыболовецкого типа, раскинулось к ХУ столетию уже по обоим берегам Волги. И лишь после проведения границы княжеских владений на рубеже ХУ-ХУ1 вв. по Волге Усть-Шексна и Рыбная Слобода стали существовать раздельно и с разными функциями10.

Этот вывод хорошо согласуется и с результатами работ на левом берегу Волги (памятники "Усть-Шексна 1 и 2"), где в этом году на каждом из них было заложено по 2 раскопа общей площадью в 80 кв. м. В первую очередь были уточнены размер и границы оставшейся части памятников, причем в отличие от 1991 г. в 1992 году Шексна лишь незначительно подмыла свой правый берег в районе памятника "Усть-Шексна 1", зато существенно, в среднем на 2-4 м, размыла восточные границы памятника "Усть-Шексна 2". Уточнение границ памятников (возможная ошибка - в пределах 15%) привело к несколько неожиданным результатам. На расстоянии 200-400 м от мыса при впадении Шексны в Волгу имеет место естественное и частично искусственное понижение берега, вызванное наличием пологого оврага и современного песчаного карьера с подъездами к нему. Таким образом, оба памятника, каждый протяженностью вдоль берега Шексны 150-180 м, разделены расстоянием, не превышающим 250-300 м. Причем конфигурация памятников такова, что по мере приближения к Шексне они все более сближаются друг с другом, и вдоль самой реки расстояние между ними составляет 180-200 м. Поэтому логично допустить существование в прошлом единого домонгольского славянского памятника "Усть-Шексна" протяженностью вдоль Шексны около 500 м и шириной 60-80 м в северной и южной частях, и 20-60 м в центре. После строительства Рыбинского водохранилища Шексна изменила свой режим и направление русла, что привело к размыву ее правого берега11 и разделение памятника, первоначальная площадь которого путем экстраполяции может быть оценена в 3,5 га. Суммарная площадь оставшейся части памятников составляет 0,8-1,2 га.

Стратиграфия обоих памятников в нижних слоях не отличается друг от друга. Над гоинистым водонепроницаемым материком (что обусловило хорошую сохранность деревянных конструкций) располагается слой светло-коричневой супеси (почти песка) мощностью от 2 до 20 см с небольшим количеством находок Х1-Х11 вв., а над ним - слой темно-коричневой, почти черной супеси толщиной от 5 до 20 см, легко датируемый по находкам Х11-Х111 веками. Различия в стратиграфии начинаются со второй половины Х111 века. Если над слоем насыщенной золотистыми включениями темно-коричневой супеси (возможно, следы пожара 1238 г.) на памятнике "Усть-Шексна 1" в слое бурой супеси залегали массовые находки керамики Х1У-ХУ вв., то на "Усть-Шексне 2" выше имеет место лишь балласт мощностью до 1 м и более. Это говорит о резком сокращении в Х111 веке населения и площади первоначально, вероятно, единого памятника "Усть-Шексна". Находки Х1У-ХУ вв. в целом идентичны находкам ХУ-ХУ1 вв. на правом берегу Волги, что косвенно подтверждает сделанное выше предположение о преемственности "Усть-Шексны" и "Рыбных Слобод", и связаны почти исключительно с рыбной ловлей (глиняные грузила, рыболовецкие кованые крючки и т.п.), поэтому подробно на них останавливаться не будем. Раскопки в г. Рыбинске

Керамика и вещевой материал, идентичный для домоногольского периода на памятниках "Усть-Шексна 1 и 2", подтверждают одновременность их существования в Х11-Х111 вв., возможно - в Х1-Х111 вв. Наиболее характерными находками домонгольского слоя являются многочисленные фрагменты керамики с линейным, волнистым, реже - штамповым орнаментами и сильно отогнутыми наружу венчиками; орнаментировано 40% керамики. На фрагментах двух сосудов есть плохо различимые клемма. Лепных сосудов обнаружено не было. 10% фрагментов сосудов в домонгольском слое относятся к гончарной керамике начала Х1-начала Х11 вв., изготовленной путем спиралеобразного налепа с последующим исправлением формы на гончарном, круге и заглаживанием поверхности ножом. Обжиг их почти исключительно печной, хотя несколько (8) обломков в изломе двуцветны. Остальные 90% относятся к древнерусской керамике ХII-ХIII вв. Целых сосудов или сосудов с полным профилем восстановить не удалось. Вся керамика, без сомнения, является славянской.

Из находок 1992 г. прежде всего следует отметить обнаруженную на памятнике "Усть-Шексна 2", заполненную шлаком и многочисленными осколками круглых в сечении сопел, тщательно обмазанную слоем голубой глины толщиной 3-5 см часть ямы, большая часть которой "уходит" в западную стенку раскопа. Сюда, по-видимому, выпускался жидкий шлак из находящегося поблизости сыродутного горна. Несколько бесформенных железных фрагментов, а также сопла, шлаки и уголь встречаются в большом количестве и рядом с ямой. Поскольку находка представляет собой значительный интерес12, в дальнейшем площадь данного раскопа предполагается расширить. Вполне вероятно, что с данным сыродутным производством связаны находки в домонгольском слое обоих памятников наконечников копий, сулиц, стрел (всего 7 фрагментов), ножей и других железных изделий древнерусского производства.

Интересна также находка металлического сосуда диаметром 3 см. с плоскими боковыми стенками и круглым горлышком, по форме напоминающего византийские сосуда для благовоний 13. Сосуд обнаружен в домонгольском слое на памятнике "Усть-Шексна 2". В сочетании со встречающимися на обоих памятниках фрагментами стеклянных браслетов (за два года найдено 12 фрагментов, из них 2 - киевского производства), бус (4 шт.), пряслиц из розового шифера (2 целых), а также - собранным местным населением подъемным материалом, (две арабские монеты, два фрагмента серебряных новгородских гривен, позднее переплавленных и пр.) это дает возможность сделать вывод о достаточно широких торговых связях данного поселения, по всей видимости,- погоста. В будущем предполагается пересечь памятник "Усть-Шексна 2" траншеей в направлении восток-запад с целью возможного обнаружения остатков укреплений; к сожалению, на памятнике "Усть-Шексна I" в связи с наличием плотной городской застройки начала XX в. это практически невозможно.

Таким образом, в результате работ 1991-92 гг. можно считать доказанным, что не позднее середины XI в., скорее всего - в связи с восстанием смердов 1024 г., на территории современного Рыбинска, в устье Шексны, появилось славянское поселение, скорее всего - погост, т.к. "град малый"14, являющееся торгово-ремесленным, административным (для подтверждения последнего достаточно рассмотреть его географическое положение в сочетании с расстояниями до ближайших городов Х1-ХIII вв., а также внимательно изучить данные летописи с 1071 г. (и скорее всего - военным центром округи) .

В ХШ веке в связи с татаро-монгольским нашествием ("Рыбаньск" 1137 г. вряд ли имеет отношение к нашему городу), его статус изменялся, и Усть-Шексна ("Рыбные слободы"?) превратилась в поселение преимущественно рыболовецкого типа, давшее толчок к развитию поселения и на правом берегу Волги, в том месте, куда течение Шексны выносит свои вода. На рубеже ХУ-ХУ1 вв. поселение на правом берегу в связи с постепенным уменьшением угрозы вторжения и развитием сухопутных дорог, а также с отменой в дальнейшем феодальных таможенных границ стало приобретать все большее значение и постепенно поглотило население левого берега, последнее упоминание о котором ("Оусть-Шохъсны") относится к концу XY в.15. В дальнейшем наступил перерыв в его существовании, что подтверждается и стратиграфией памятника "Усть-Шексна I". Рыбная же слобода на правом берегу Волги стала постепенно распространяться в направлении устья Черемухи, которого и достигла в XYIII веке.

Таким образом, Рыбная Слобода явилась непосредственным "правопреемником" летописной Усть-Шексны XI в. и, в свою очередь, основной для современного города Рыбинска.


1 Рыкунов А.Н., Рыкунова И.И. Археологическое изучение Рыбинска// Археологические памятники Волго-Клязьминского междуречья. - Иваново: НПЦ 0ПИК.1992.

2 Акты, относящиеся к истории Ярославской губернии. Выпуск I. Ярославль, 1889 / Об уплате ловцами Рыбной слободы рыбного оброка,1656 г. 3 Тихомиров М.Н., Щепкина М.В. Два памятника новгородской письменности. - М., 1952. /Устав новгородского князя Святослава с упоминанием селения "Рыбаньск", 1137 г.).
Летописец Угличский. / 0 разорении "Рыбной великопосадской слободы" в нашествии 1238 года).
Киссель Ф. История города Углича. - Спб., 1844. (Упоминание "Рыбной слободы", находящейся под властью Угличского князя Романа, около 1250 г.).
Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIY-XYI вв. - М.-Л., № 89, 1950. (Упоминание "Рыбной слободы" в дарственной грамоте Ивана III, 1504 г.).
ПСРЛ, т.29,М.,1965./Сообщение о размене землями Иваном IY и князем Владимиром Старицким с упоминанием "Рыбных слобод", 1563 г.)

4 Встречаются , однако, и исключения. Так, в шурфе на углу ул. Пушкина и пр. Ленина носик от чернолощеного сосуда типа "соловей" конца XYII- начала ХУIII в. обнаружен уже на глубине 78 см.

5 Волков М.Я. Рыбная слобода во второй половине ХУII - начале ХУIII века // "Верхневолжская правда" от 27,28,29.ХII.1988 г.

6 Заметка с более подробным описанием данной находки направлена авторами в редакцию журнала "Российская археология".

7 Рыкунов А.Н., Антропов А.К. Если летописи молчат // "Верхневолжская правда" от 05.09.90. г. Рыкунов А.Н., Рыкунова И.И. В глубь веков// "Рыбинские известия" от 26.09.91 г.

8 Повесть временных лет. М.,1910. Арциховский А.В., Киселев С.В. К истории восстания смердов 1071 г. // Проблемы истории материальной культуры,, №7.8, 1933.
Мавродин В.В. К вопросу о восстании смердов // Проблемы истории докапиталистических обществ, №6, 1934.
Воронин Н.Н. Восстание смердов в XI веке // /Исторический журнал, №2, 1940.
Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: Учпедгиз, 1949.
Рыбаков Б.А. Мир истории. - М.: Молодая гвардия, 1987.

9 Заключение лаборатории естественно научных методов ИА АН СССР// Отчет по работам на памятнике "Усть-Шексна" 1 в 1991 г. - М., 1991. В 1992 г. Шексна вымыла в 25 м к югу остатки еще одного частокола предположительно того же времени постройки. 6 спилов бревен отправлены на дендрохронологический анализ.

10 Рыкунов А.Н., Рыкунова И.И., Сколько лет Рыбинску? // "Верхневолжская правда" от 06.07.90 г.
Рыкунов А.Н., Рыкунова И.И. Археологическое изучение Рыбинска. // Археологические памятники Волго-Клязьминского междуречья. Иваново: НПЦ ОПИК, 1992.

11 В 1930-х гг. ширина Шексны в устье составляла 120-150 м (см. карту Рыбинска 1929 г. и др. источники), в июле 1991 г. - 280-330 м (измерение при помощи нивелира - отчет 1991 г.). Половина разницы представляла собой частично затопляемую при разливах низину, оставшаяся часть шириной 50-80 м - высокий - до 8 м берег.

12 Археология СССР. Древняя Русь. Город. Замок. Село. Под общ. ред. Б.А.Рыбакова. - М.: Наука, 1985.

13 Сосуд отправлен на реставрацию.

14 Рыбаков Б.А. Мир истории. - М.: Молодая гвардия,1987.- С.107.

15 АСЭИ, т. 1. № 434.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org