О некоторых тенденциях развития культуры российской провинции на современном этапе

главная экспозиции  музеев статьи контакты сервис галерея фото история Плеса форум ссылки
Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная
В.П. Биткин
г. Иваново

Эпоха застоя наложила свой отпечаток на уровень культуры населения страны. Это влияние выразилось не только в незначительных бюджетных отчислениях государства на развитие культуры, но и в изолированности подавляющего большинства советского народа от достижений мировой и андерграундной советской культур. Политика культурного изоляционизма была преднамеренной и естественной для тоталитарного государства, стремившегося не допустить постороннего влияния на умы людей.

По мере развития гласности и ликвидации цензуры достоянием народа становились как шедевры мирового искусства, так и произведения массовой культуры зарубежных авторов, которые были восприняты населением с любопытством. Интересно проследить на примере г. Иванова, какое влияние оказала инокультурная экспансия на население города, на его культурное развитие.

Данная работа основана на результатах наблюдений и исследований автором некоторых процессов в культурной жизни города.

Первой получила широкий доступ к массовому потребителю кинопродукция стран Западной Европы и США. В 1989-1990 гг. наибольшей популярностью в коммерческих видеосалонах пользовались эротические, детективные фильмы и фильмы ужасов. В эти годы посещаемость видеосалонов была массовой. Но постепенно в 1991-1992 гг., число зрителей стало уменьшаться, они при этом стали предъявлять претензии к качеству фильмов. В 1992 г. наибольший интерес у публики вызвали только новинки кино или фильмы, разрекламированные в молодежных изданиях ("Ровесник", "Видео-асс"). Фильмы со сложным философским содержанием почти не привлекали внимание зрителей и соответственно не давали кассовых сборов. Это привело к тому, что такая кинопродукция практически исчезла как из государственного, так и из частного кинопоказа. Фильмов классиков мирового кино не было и нет ни в одном пункте видеопроката и видеозаписи.

Отсутствие настоящих произведений искусства в местах массового распространения произведений художественного творчества объясняется тем, что они не дают финансовой прибыли распространителям, но это явление оказывает обратное влияние на воспитание художественных вкусов и потребностей населения, которое, постоянно пользуясь коммерческими поделками, снижает планку своих культурных вопросов. Характерен пример обследования работы студии звукозаписи "Северная Пальмира" в 1991 году. Так, около 2/9 заказчиков записывали только танцевальную и легкую музыку, около 20% - классику рок-музыки, около 3-4% - произведения джазовой и авангардной музыки, и только очень немногие интересовались произведениями грандов мирового музыкального искусства, но при этом не могли получить искомый материал из-зa отсутствия его в фонотеке студии.

Несколько другая ситуация сложилась на книжном рынке города. В 1990-1991 гг. после возникновения коммерческих книжных издательств на прилавках стали появляться книги авторов, ранее не издававшихся в Советском Союзе: произведения классиков мировой художественной литературы, работы известных мыслителей прошлого и современности, произведения авторов русского зарубежья. Но постепенно в погоне за прибылью к концу 1991 г. почти вое издательства перешли к выпуску коммерческой литературы детективного и научно-фантастического жанров. Если в первой половине 1992 г. на книжных прилавках лежали лучшие образцы этой развлекательной литературы, то к концу 1992 г. рынок заполонила второсортная продукция очень низкого литературного качества, что привело к снижению спроса на коммерческие издания. Сейчао практически не поступает в продажу научная и научно-популярная литература технического и гуманитарного характера. По-прежнему мало доступны произведения классиков мировой и отечественной литературы.

Коммерциализация распространения художественной продукции привела к заполнению рынка далеко не лучшими образцами мировой и отечественной массовой культуры, а истинные произведения искусства по-прежнему остаются неизвестными или недоступными из-за высоких цен простому российскому гражданину. Эта ситуация оказывает отрицательное влияние на характер воспитания художественных вкусов молодого поколения, имеющего возможность познакомиться лишь с некоторыми фрагментами мировой культуры, и уже не может быть и речи об углубленном изучении достижений мировой цивилизации.

Исправить положение попытались некоторые государственные и частные организации, занятые в сфере культуры. В 1990-1991 гг. "Театр-студия" организовал показ шедевров мирового кино. Областной дворец культуры пытался сделать регулярными заседания киноклуба. Но воя работа постепенно прекращалась из-за увеличения материальных затрат на организацию подобных мероприятий.

Анализ спроса-предложения на потребительском рынке произведений искусства говорит о невысоком уровне развития культурных потребностей части населения российской провинции. К улучшению ситуации не привело и снятие цензуры, так как теперь уже стихия рынка ввела свои финансовые барьеры и оставила шедевры мировой культуры по-прежнему недоступными для населения. Этому способствовало и государство, полностью самоустранившееся от регулирования рынка культурных ценностей на первом этапе перехода к свободному рынку.

Выход из данной ситуации должен быть найден на во введении ограничений на продажу коммерческих изданий, кроме запрещенных к распространению законом, ибо нам опять будет грозить групповщина и вкусовщина, а в создании параллельных государственных и частных специализированных издательско-распространительских структур, которые могли бы сделать достоянием потребителей произведения классиков мировой культуры.

Огромную роль в культурном воспитании молодежи должны сыграть средние и высшие учебные заведения, в которых вводятся курсы гуманитарных дисциплин.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org