Художники Чернецовы и князь Козловский

главная экспозиции  музеев статьи контакты сервис галерея фото история Плеса форум ссылки
Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная
Н.И. Кокурин
г. Иваново

Творчество художников-академиков братьев Григория Григорьевича (1802-1865 гг.) и Никанора Григорьевича (1805-1879) Чернецовых, уроженцев г. Луха Костромской губернии (ныне Ивановской области), достаточно хорошо известно любителям живописи. Картины, этюды, рисунки Чернецовых хранятся во многих отечественных музеях, в том числе в Третьяковской галерее, в Русском музее.

Братья Чернецовы много путешествовали по России и во время путешествий кроме работы над рисунками, этюдами, картинами вели подробные дневники, в которых полно и достоверно описывали природу, местность, быт и народные обычаи, а также писали о встречах с интересными людьми.

Известно, что в 1838 году они совершили знаменитое "художественное плавание" по Волге от Рыбинска до Астрахани. Главным результатом путешествия явилось создание "параллели" берегов Волги, состоящей из 1982 рисунков общей длиной 746 метров. Дневник Г. и Н. Чернецовых "Путешествие по Волге" увидел свет лишь в 1970 году и вызвал большой интерес у ученых и краеведов.

Из дневника мы узнали, что 19 июня 1838 года они были в Плесе, а 21 июня их лодка бросила якорь у с. Борщевка. Здесь Чернецовы посетили своих знакомых, о которых они, к сожалению, ничего не пишут. Можно предположить, что речь шла о князе А. Козловском. Основанием к этому послужили страницы неизвестного дневника Чернецовых, с которым автору удалось познакомиться в 1989 году, работая в архиве Государственного Русского музея. Дневник этот никогда не издавался, неизвестен читателю, но, несомненно, интересен для любителей отечественной истории.

Известно, что в 1826 году во время учебы в Императорской Академии художеств братья Чернецовы совершили поездку в Костромскую губернию для прохождения живописной практики. Они имели задание от Общества поощрения художников за лето написать с натуры две картины. Кроме того, им предписывалось вести письменный журнал (дневник), в котором следовало отражать вое, что будет встречаться замечательного и любопытного. Краткие выдержки из этого дневника, который вел Григорий Чернецов, однозначно адресуют нас в Борщевку к князю Александру Козловскому. Вот записи из неизвестного дневника, сделанные в течение июня-августа 1826 года.

9 июня... Отправились в Борщевку... к князю Козловскому, который просит побывать к себе. Особенно уважая княгиню - его мать, не не могли отказать в посещении. По приезде в Борщевку, мы были обласканы и спешили скорее осмотреть места, здешние, которые нам понравились. Волга делала здесь большое колено, отчего она еще живописнее.

10 июня. По утру отправились на реку Сунжу, вчерашний день, проезжая мимо, мы заметили хорошие виды, то сегодня их и начертили. Князь собрал своих дворовых людей для купания в Волге...

11 июня. Немного успели порисовать сегодня. Гром и сильный дождь остановили наши занятия. К вечеру погода поправилась и мы, поблагодаря княгиню, добрую и умную женщину, отправились в Кинешму. Темнота не позволяла видеть даже дороги.

31 июля. Получили письмо от князя А.Козловского еще вчерашний день. Он просит нас к себе. Вместо того, чтобы ехать в Лух, отправились в Борщевку. Приехав в оную, князя дома не было, и мы остались ожидать его.

1 августа. Прекраснейшие виды Борщевки должны мы собирать с жадностью, но сегодня рисовали немного, так как день воскресный.

2 августа. С самого утра подул сильный ветер и погода переменилась. Сделалось холодно, и нельзя было держать книги в руках, которые порывал ветер. Рисованный к вечеру мною вид по реке Сунже, впадающей в Волгу, вмещал в себя место жительства разбойника Иоанна Фадеева. Возвращаясь с Сунжи и идя по возвышенности, я восхищался величественным зрелищем.

Волга делает крутое колено, на котором суда, на парусах бегущие, предупреждали, кажется, одно другое и песни бурлаков давали знать, что тяжесть их трудов невелика, лежа под парусами. Шум волн и свист ветра в снастях приводит к страх зрителя, но в сих-то ужасах рабочие находят успокоение.

3 августа. Итак, жилице разбойника начертить досталось мне недаром, я получил сильную простуду. Князь приехал, и я начал с его рисовать портрет водяными красками.

5 августа. Окончив портрет с князя и нарисовав эскиз с княжны - матери его, неприметно прошел день за оным. К вечеру, начертав вид с балкона, церкви и ее окрестностей, мы спешили выехать скорее в Кинешму, имея настроение из оной проехать в Юрьевец-Поволгский, а потом уже в Лух.

Простясь с сим гостеприимным домом, отправились в полночь при кротком сиянии луны. Прелестная тихая ночь обворожила нас, часть Волги, освещенная луною, мелькала из-за деревьев. Я никогда не забуду сей ночи, тишина царствующая придавала ей больше величия.

Таким образом, страницы неизвестного неопубликованного дневника Чернековых свидетельствуют о близком знакомстве будущих академиков живописи с одним из известных русских просветителей князем Александром Козловским. Знакомство это сохранилось, свидетельством тому является письмо князя к художникам во время их пребывания в Италии. Впрочем, это тема другого сообщения.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org