Родословная шуйских купцов Киселевых

главная экспозиции  музеев статьи контакты сервис галерея фото история Плеса форум ссылки
Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная
Е.Г. Вопилин
г. Шуя

В истории Российского государства особая роль всегда принадлежала купечеству, тем людям, которые развивали промышленность и торговлю, наводняди рынок товарами, вносили неоценимый вклад в социальное развитие и культуру страны. Именно они создавали музеи, строили школы, приюты, богадельни, больницы, жертвовали миллионы на благоустройство городов. К таким купцам относились и шуйские купцы Киселевы.

Доклад посвящен описанию генеалогического древа известного шуйского семейства Киселевых, слава которого пришлась на первую половину XIX века.

Род Киселевых занимает особое место в иотории шуйской хлопчатобумажной промышленности. Он был, по сушеотву.тем двигателем, который запустил ее и поддерживал до тех пор, пока она не заработала на полные обороты. Но история рода Киселевых привлекает не только своей значимостью, завораживает судьба представителей рода. Взлеты на самую головокружительную высоту и падения в самую глубокую яму; блеск, богатство, слава - и убогость, нищета, забвение; черезвычайная везучесть во всех начинаниях - и нелепые, трагические для жизни случайности - все это надолго поражает воображение. История рода Киоелевых как раз из тех, через которые удается не только понять, но и прочувствовать колорит прошлого.

Родословная Киселевых не достаточно полна. В каких-то узлах она переплетается о родословными других семейств, свецения о которых еще более скудны. И тем не менее состояние вопроса в целом таково, что основные контуры древа вырисовываются вполне отчетливо.

Удается выделить 6 поколений. Жизнь этих поколений охватывает более чем полуторавековой промежуток времени, начиная о 30-х годов XVIII века и кончая началом века XX.

Первое поколение представляет Максим Степанович Киселев (1734-1808 гг.). Он родился в с. Кохме в семье крепостного крестьянина и сделал главное: проложил дорогу, по которой следовали и сыновья, и внуки, и правнуки. Он занялся торговлей, выкупился на свободу (1779 г.), стал купцом (1783 г.) и обосновался в Шуе(1801г.).

Анализируя факт выкупа Киселевых в 1779 году, нужно отметить, что не так уж и много крестьян этого региона настолько пpeуспевали в то время, чтобы иметь возможность выкупиться от помещика. Их было единицы. "Капиталистые" крестьяне стали появляться, как грибы с началом интенсивного развития ситцевой фабрикации, после 1812 года, когда была разрушена московская промышленность, а пуще того, после 1822 г., когда был поставлен таможенный заслон зарубежным товарам. Из этого следует, что Киселевы вели довольно крупные, по сравнению с другими крестьянами, торговые операции и заметно выделялись на общем фоне.

Семейная жизнь Максима Степановича протекала по типичному для того времени сценарию. В 19-20 лет он женился на такой же крестьянке, как и он, Марии Васильевне (1741-1808 гг.). Каждый год рождались дети. Многие не выживали, но некоторым повезло. Леонтий, Яков и Иван Максимовичи выросли, обзавелись семьями собственным делом и отделились от отца. Они занимались кожевенным и полотняным производством.

Постоянно жил с отцом только один сын, Василий Максимович. Именно он стал героем второго поколения Киселевых. Когда он принял бразды правления в свои руки после смерти отца, ему было 43 года. Возраст, вроде бы не подходящий для взлетов, но он взлетел, проявив себя блестящим стратегом на поприще торговли. Он уловил момент повышения спроса на английскую пряжу и другие товары для производства ситцев и стал работать на спрос, не пугаясь больших масштабов торговли. Он не только работал на спрос, но и в определенной степени подогревал аппетиты рынка. Для этого он постоянно расширял "географию" своей торговли: его товары продавались в Шуе и соседних селах (Иванове, Дунилове, Васильевском); его товары поставлялись на знаменитые российские ярмарки (Макарьевскую и Ростовскую); его товары успешно конкурировали с товарами других купцов в Москве. Для увеличения объема сбыта он использовал, разнообразные формы торговли: от розничной на базарах до оптовой. В Иванове, например, товары продавались в розницу, пачками, мелкими фабрикантами на сумму 25 тыс. рублей в базаре. Оптовая продажа производилась крупными купцами. Но где было взять крупных купцов в нужном количеотве? Он искал. Его оптовыми покупателями становились не только фабриканты Шуйского округа, но и фабриканты Юрьевца, Суздаля, Александрова, Гаврилова Посада, Киржача, Переславля, Вязников, Кинешмы и, естественно, Плеса. И все-таки товара было больше, чем средств у фабрикантов. Чтобы выйти из положения, Василий Максимович воспользовался распространенным в то время способом продажи товара в кредит. Ситуация складывалась так, что наличные деньги он получал лишь за маленькую долю товара. Основная масса товара должна была продаваться в долг. А иметь поччти весь свой капитал в виде так называемого "капитала в долгах" было опасно. Другой бы на месте Киселева мог и остановиться: лучше синица в руках... Но, видимо, в этом и заключалась мощь Киселевской натуры, его купеческий размах. Он преодолел сомнения и стал широко, на миллионы рублей, кредитовать окрестных фабрикантов. Хлопчатобумажная промышленность Шуйского уезда получила бурное развитие. Фабриканты возвращали Киселеву долги и требовали новых партий пряжи и краски. Он вновь поставлял им товар, вновь Шуйская промышленность получила импульс к развитию. Вот почему Киселев считается двигателем шуйского хлопчатобумажного производства. Если бы не он, поставлявший на шуйский рынок около трети всей пряжи, закупаемой за границей. Шуйская ( в том числе и Ивановская, конечно) хлопчатобумажная промышленность могла и не состояться. Он стал миллионером и дал возможность стать миллионерами другим предприимчивым людям.

Широта натуры Киселева проявлялась не только в масштабах кредита, но и в том, как он его оформлял. Современников поражало, что он не брал с должников векселей, а с некоторых даже расписок. Делал записи в конторских книгах - и все. И тем не менее должники его уважали. Сами рассчитывались и другим наказывали в первую очередь отдать долги Киселеву.

Так В.М.Киселев обеспечивал себе бездонность рынка и, следовательно, максимальную прибыль. Но запомнился Василий Максимович современникам не только коммерческими делами, но и отличием по службе, а потомкам- делами благотворительными. Рассказ об этомможет занять не одну минуту.

Василий Максимович женилоя на кохомчанке из рода Балдиных. Балдиных, говорят, и сейчас в Кохме великое множеотво. Жена его, Евдокия Даниловна, умерла рано, не достигнув 50 лет, в 1812 году. Воспитывали супруги Киселевы четверых детей: сына Диомида (1788 года рождения)и дочерей Екатерину (1785 г.р.), Ульяну (1791 г.p.) и Марью (1792г.р.).

Через Екатерину Киселевы породнились с древним шуйским родом купцов Корниловых.

Ульяна Васильевна Семью не заводила. Ее уделом стал Арзамасский женский монастырь. Прожила она недолго.

Мария Васильевна вышла замуж за Никанора Ивановича Посылина. В Шуе Посылины поначалу так же, как и Киоелевы, занимались торговлей пестрыми товарами: тиком, коломенком, волнистым, дрелью, шахматкой и пестрядкой. Вместе с Киселевыми кочевали по украинским ярмаркам.

Верным помощником В.М.Киселева был его оын Диомид. Жили отец и сын дружно, одним капиталом. Диомиду пришлось жениться дважды. Первой его избранницей стала девица из старинного шуйского купеческого рода Носовых, Агриппина Изосимовна. Брак состоялся 1808 году. В 1827 году Агриппина скончалаоь, а через два месяца Диомид Васильевич справил свадьбу с Алекоандрой Ивановной,дочерью владимирского куша Лазарева, и прожил с ней 4 года .

Летом 1631 года в Шую пришла холера. Киселевы, как могли помогали горожанам бороться о эпидемией, но больше полагались на Бога. Деловой активности они не снизили. Торговля есть торговля. В один из июльских дней они объявились на пятничном базаре в с. Дунилове. Последствия оказались роковыми. И Василий Максимович и его сын Диомид заболели. Наверное, их лечили: опускали в теплую ванну, натирали животы винным спиртом, настоенным нашатырем,камфорой, скипидаром и стрючковым перцем, давали выпить дегтерную воду, есть пепел. Наверное, за них молились. Ничто не помогло. 22 июля на 66 году жизни скончался Ваоилий Максимович, а через 5 дней холера сразила и его оына. Перед смертью Василий Максимович завещал внуку Ивану построить для города больницу.

После смерти Диомида остались его дети от первого брака: Иван, Елизавета, Дмитрий.

Елизавета вскоре вышла замуж за Николая Ивановича Морокуева. Его старший брат Михаил Иванович, ростовский купец, был, по-видимому, приятелем Диомида Васильевича. Других сведений о Елизавете пока не имеется. Возможно, она с мужем жила в Ростове.

Вторая жена Диомида, Александра Ивановна, совсем молодая женщина, старше пасынка Ивана лишь на несколько лет, также не- долго оставалась одна. В 1886 году она сочеталась браком с шуйским городским врачом Андреем Ивановичем Гильтебрандтом, уехала с ним в Касимовский уезд Рязанской губернии на жительство, где муж, получив приданое, приобрел имение, и нарожала ему кучу сыновей.

Дело Василия Максимовича и его сына перешло к Ивану и Дмитрию Диомидовичам. Если быть более точным, то - к Ивану. Ему в 1881 году было около 20лет,12-летний Дмитрий только-только стал выходить из детского возраста.

В 20 лет Иван был уже не новичком в торговле. В последние годы он неизменно сопровождал отца по базарам и ярмаркам, знал клиентуру, освоил азы торгового дела. Все это помогло ему в короткий срок забрать дело в свои руки.

Для обеспечения максимального сбыта товаров Киселевы по-прежнему щедро кредитовали фабрикантов Шуйского и окрестных уездов, выписывая векселей и не беря расписок. Некоторые, наиболее крупные фабриканты Иванова, Тейкова и других сел брали в долг товара на сумму около миллиона и даже более рублей. В 1842 г., согласно конторским книгам киселевского дома, их "капитал в долгах" составлял более 10 млн.рублей ассигнациями.

Пробовали братья Киселевы себя и на других поприщах предпринимательства. Они открыли миткалевое производство, и их миткаль вставлялся на первой выставке мануфактурных изделий в г. Владимире, открытой 10 авгуота 1887 года и посвященной путешествию по губерниям России будущего императора Александра П.

Как ни трудно пришлось русскому бумагопрядению, в конце концов оно окрепло и вытеснило с рынка английскую бумажную пряжу. Звонок прозвучал в 1842 году, когда англичане, уверовав в свою исключительность, разрешили продажу и вывоз из страны своих машин. Бдительные братья вовремя почувствовали изменение тенденций. Они стали постоянно сокращать объем заказов в Англии на бумажную пряжу и в 1848 году полностью прекратили торговлю ею.

Выход из торгового дела - весьма ответственное и тонкое мероприятие. Братья с этой задачей справились. 10 млн.рублей перетекало из карманов должников в их руки. И все-таки они разорились. Образ жизни братьев отличался от аскетического образа жизни их деда. Им нравилось не только делать деньги, но и тратить их. Им нравилось жить на широкую ногу. И их можно понять. Они вступали в жизнь с большими деньгами и очень - очень молодыми. В начале 40-х годов, начав свертывать торговлю, им следовало бы сократить и объем расходов, но они продолжали тратить деньги теми же темпами до 700 тыс. рублей в год -и очень скоро оказались на мели. К концу 40-х годов наличными деньгами они почти не располагали. 100 тыс. рублей были должны им, 100 тыс. рублей были должны они. Весьма неустойчивое равновесие. Достаточно было дотронуться пальчиком, чтобы шарик покатился, и желающие потрогать шарик нашлись. Получить долги со своих дебиторов братья не смогли, т.к. векселей не брали. Для погашения долгов их имущество описали и продали с аукциона. В 1855 г. в их распоряжении остался только родительский дом. Свою миссию семейство Киселевых выполнило и ушло с арены политичеокой и экономической жизни.

Так же, как и дед, в пору своего расцвета братья Киселевы отличались в сфере служебной и благотворительной деятельности. Особенно шуяне жаловали Ивана. Три трехлетия подряд он избирался на должность градского главы и сделал очень много для процветания Шуи. Главным благотворительным делом Ивана и его брата явилось строительство больницы, получившей название Киселевской. Освященная в ноябре 1844 г., она почти 150 лет является одной из главных примечательностей г.Шуи.

В жены братья Киселевы выбрали себе иногородних девиц. Жена Ивана, Татьяна Андреевна, урожденная Темерина, родилась в 1819г. в семье процветающего переславского купца. Их свадьба состоялась в апреле 1835 г. К 1847 г. Татьяна родила оемерых детей, выжили три девочки: Татьяна (1845 г.р.), Вера (1847 г.р.) и Анна (1849г.р.).

Дмитрий Диомидович в 1838 году женился на москвичке ярославсокого происхождения Александре Александровне Карзинкиной. В Москве Карзинкины проживали неподалеку от Красных ворот, на Покровском бульваре. Отец играл на скрипке, часто приглашал к себе артистов, из которых составлялись квартеты. Бывали в его доме хуцожник А.В.Тропинин и артист М.С.Щепкин. Первый, бывало, рисовал, а второй рассказывал малороссийские анекдоты и читал стихи. В 50-х гг. Карзинкины приобрели Большую Ярославскую мануфактуру - тяга к Ярославлю не прекращалась.

У Александры и Дмитрия было 2 дочери.

Оставшись не у дел, братья прожили совсем мало. Первым скончался от чахотки Дмитрий (1859 г.), через год ушел из жизни и старший брат. О месте захоронения Дмитрия сведений не осталось. Ивана погребли в подвале Киселевокой больницы. Там же уопокоилась и его жена, скончавшаяся в 1864 г.

Жена и дети Дмитрия Диомидовича пссле его смерти, видимо, покинули Шую и поселилиоь у своих родственников Карзинкиных или в Москве, или в Ярославле. Есть намеки на то, что Дмитрий и Александра жили не очень дружно. Она поставила его в трудное положение, предъявив суду векселя мужа на довольно крупную сумму, когда шло судебное разбирательство долгов. Может быть, в свяэи с этим она и не осталаоь в Шуе. Чтобы проследить судьбу дочерей Дмитрия, необходимо последовать за Александрой Александровной. Этого мы пока не сделали.

После отъезда Александры Киселевой из Шуи в родовом доме осталась только Татьяна Андреевна и две ее дочери. Жизнь дочерей сложилась удачно. Татьяне Андреевне удалось уберечь от описания часть бриллиантов, и она приготовила дочерям в приданое 50 тыс. рублей. Богатые невесты нашли богатых женихов. Татьяна Ивановна вышла вамуж за известного ивановского фабриканта и общественного деятеля Н.М.Полушина (1886-1897 гг.) и родила сына Сергея. А Анна стала женой Ф.Н.Гарелина и родила Николая и Анну. Сестры переехали жить в Иваново. С их именами связана продажа Киселевского дома под женскую гимназию и попечительство над Киселевской больницей. Татьяна Ивановна скончалаоь в 1907 году, Анна - несколько позже. С их смертью и со смертью дочерей Дмитрия вывелись потомки Василия Максимовича, которые носили фамилию Киселевых.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org