К истории развития усадьбы Ногино

главная экспозиции  музеев статьи контакты сервис галерея фото история Плеса форум ссылки
Коллекция живописи Обратная связь Карта сайта Написать письмо Главная
Д.Б. Ойнас, А.И. Сорокин
г. Плес

Первое упоминание о Ногине мы встречаем в документе ва 1627-1631 гг. В нем оно с 1606 г. числится за княвем Василием Петровичем Львовым, боярином, а с 1658 г. скольничим Великого Государя Алексея Михаиловича1.

Земли села Ногино Из челобитной 1705 г. мы видим, что Ногино находится во владении Ивана Васильевича Чадуева, который намеревается построить в нем церковь во имя Николая Чудотворца. Поскольку церкви там ранее не было, он просит Великого Гоcударя о выделении из его, Чадуева, поместья земли для прокормления причта и постройки церкви2. Земли были выделены в трех местах, об этом мы можем судить по материалам экономических примечаний по Плесскому уезду 1780 гг.3 и планам генерального межевания 1777 г.4 В этот период село Ногино находитоя во владении гвардии Семеновского полка отставного капрала Михаила Михайловича Агибалова. Деревянные господский дом и церковь находились тогда в селе, на левой стороне ручья Безымянного (рис.1).

Документальных сведений, прямо указывающих на последующих владельцев с. Ногина пока не обнаружено, но в Кратких статистических сведениях о церквах Костромской епархии (1911 г.) находим свидетельство о постройке в 1809 г. в селе Николаевокой каменной церкви действительным статским советником Алексеем Кондратьевичем Коптевым на его же средства. Это позволяет нам предположить, что он являлся владельцем села в этот период времени.

Алексей Кондратьевич Коптев родился в 40-х годах ХУШ века. В 1767 г. солдат лейб-гварции Преображенского полка, в 1769 г. добровольно вызвался участвовать в Архипелагской экспедиции 1769-1776 гг. графа Орлова А.Г., в десантном батальоне под командованием полковника Федора Михайловича Кутузова. Участвовал в уничтожении турецкого флота у о-ва Митилена. В 1771 г. произведен в подпоручики, в 1775 г. в поручики, а в 1779 г. вышел в ототавку в чине секунд-майора. Депутат Костромского дворянотва, стряпчий Костромского земского суда, председатель верхней расправы, с 1786 г. председатель гражданской палаты, с 1799 г. дейотвительный статский советник, кавалер ордена Святого Владимира III степени5.

О дате приобретения села Коптевым А.К. мы можем судить по его биографии. После выхода в отставку, в 1799 г., он женится на Марии Алексеевне Протопоповой6, дочери Алексея Ильича Протопопова, владельца сопредельных с с.Ногино земель, одного иа богатейших землевладельцев Плесского уезда. В 1782 г. у него рождается первый сын Алексей7.

Таким образом, вероятнее всего, село было приобретено им между 1779 и 1781 гг.

Вступив во владение с. Ногина, Коптев А.К. на противоположном берегу ручья Безымянного строит усадебный комплекс. Планировка усадьбы, задуманная им соответствовала вкусам и моде, царившим при дворе во времена его службы в Петербурге. Прототипом, видимо, послужил Петергоф.

Реконструкция усадьбы Ногино Доминантой Нижнего парка Петродворца является ось Морского канала, уходящего в бесконечную перспективу Финского залива. Коптев же для создания обширной водной глади находит оптимальное решение с минимальной затратой средств (рис.2). Перегородив дамбой овраг ручья Безымянного, он создает большое Г-образное озеро. От озера к усадебному дому прорывают канал. Ширина канала соответствует центральному объему здания. Так же, как и в Петродворце, в Ногине перпендикулярно каналу проводят аллеи. Первая, от дома, проходила вдоль торцовой стенки канала, вторая пересекала канал по переброшенному через него мостику. Обе аллеи выводили на периметральную прогулочную дорожку. В северной части, на берегу озера, располагалась купальня. Отходящие от нее аллеи и ее положение относительно дома сходно с планировкой марлинской части Нижнего парка Петродворца. В устье канала, по обе его стороны, на концентрических насыпях, возможно располагались беседки. От дома к ним вели аллеи. Со стороны, противоположной пруду, территория усадьбы была ограничена рвом и валом, популярной в ХУШ веке оградой типа "Ах-ах!". Каменная ограда от пруда до рва завершила отделение территории усадьбы от окружающего мира. Попасть в усадьбу можно было только через въездные ворота, от которых к дому вела подъездная аллея. Изгиб ее являлся как бы ширмой, закрывающей придомовое каре от посторонних взглядов. Проезжая по ней человек мог видеть перед собой только ряд уходящих вдаль деревьев. И только при подъезде к дому перед ним открывается парадный партер и западный фасад здания. Выровненная плоскость партера с трех сторон была окружена валом, на котором были посажены деревья и кустарники.

В ансамбль усадьбы входила вышеупомянутая Николаевская каменная церковь, для которой был выделен учаоток земли, занимавший юго-западную часть парка и отделенный от него межевой канавой. К церкви вела аллея, проходившая параллельно ограде. Перенесение церкви на новое место в 1809 г. было обусловлено затоплением прежнего ее местонахождения образовавшимся озером. В память о прежде существовавшей деревянной церкви на островке была установлена часовенка с неугасимой лампадой.

Исходя из плана 1777 г. мы можем судить о том, что усадьба Ногино была создана на месте бывших церковных пашен. Таким образом, при формировании регулярного парка строители избежали борьбы с естественной древесно-кустарниковой растительностью.

Совокупность использованных в планировке парка приемов позволяет нам, с известной долей осторожности, утверждать, что соэдание усадебно-паркового ансамбля Ногино приходитоя на конбц ХУШ века.

Пооле смерти Алексея Кондратьевича имение, видимо, перешло к его сыну, Алекоею Алексеевичу, на что косвенно указывает свидетельство о попечительстве им церкви в с.Ногине 1868 г8.

Алексей Алексеевич, старший сын Алексея Кондратьевича, родился в 1782 году. Рыльского мушкетерского полка поручик и Оренбургский плац-адъютант. По отставке коллежский секретарь. Сотрудничал в журналах: "Московский курьер", "Благонамеренный" и "Русский вестник"10. По всей видимости, Алексей Алексеевич никаких изменений в структуру усадьбы не внес, парк старел, деревья израстались.

На тридцатые-сороковые годы в парковом строительстве России начинает преобладать пейзажный стиль, соответствующий романтическим настроениям общества того периода. В соответствии с этим интерес к регулярным паркам уменьшился, и большая их часть пришла в запустение.

Видимо к концу XIX века усадебный парк в Ногине пришел в такое состояние, что приведение его в порядок стало очевидно необходимым. О времени реконструкции парка мы можем судить по возрасту саженых деревьев. Дендрохронологические исследование спилов, произведенное нами в 1992 году, позволяет утверждать, что деревья были посажены в 1905-1915 гг. В документах того времени усадьба носит название "Алексеевская", очевидно по имени ее строителя Алексея Кондратьевича Коптева. На этот период нам известны две владелицы усадьбы: Шестакова Е.С. и Чемодурова Е.Б. Первая, видимо,испытывавшая финансовые затруднения, в 1891 году заложила, а в 1903 году перезаложила имение в Московском отделении Дворянского банка. В последующие годы она распродает часть земель, но это не спасает положение, и в 1910 году имение переходит к Чемодуровой Е.Б10.

Реконструкция усадьбы Ногино Следует полагать, что хозяйка не задавалась целью восстановления регулярного парка, а полная перепланировка была бы достаточно затруднительной. Поэтому было найдено промежуточное решение - восстановить только часть аллей регулярного парка, нарушив тем самым симметрию и приблизив его к пейзажному (рис.3). При создании парка были применены модные на рубеже веков разнопородные аллеи. В них она использовала липу, пихту, ель. На парадном партере были устроены клумбы.

Блинов Александр Николаевич, 1912 года рождения, уроженец с. Ногина, в своих воспоминаниях сообщает, что Чемодурова слыла в округе благотворительницей, занималась врачеванием. Учеников, успешно закончивших Ногинскую сельскую школу, снабдив рекомендательными бумагами, на свои средства отправляла в другие учебные заведения для продолжения образовани11.

После Октябрьской революции помещица была переселена во флигель для прислуги, а в усадьбе расположился детский дом.

План-схема села Ногино За время его существования исчез сад, партер превратился в спортивную площадку, были разрушены церковь и ограда, на территории парка появилось много хозяйственных построек, а сам парк превратился в настоящий лес, в котором до сегодняшнего дня сохранились в аллейных посадках: ель обыкновенная, пихта сибирская, липа мелколистная. Остатки планировки прослеживаются по сохранившимся, в некоторых местах, декоративным кустарникам: сирень обыкновенная, акация желтая, шиповник. Сейчас на территории парка растут также береза бородавчатая, клен остролистный, дуб черешчатый, яблоня, тополя, жимолость лесная, бересклет бородавчатый (рио.4).

После перевода детского дома в другое место усадебный дом остался бев присмотра и подвергся разграблению. Разрушается интереснейший памятник провинциальной усадебной архитектуры и садово-паркового искусства.


1 Матер. для истории сел, церквей и владельцев Костр. г. отд. 3, 1912.

2 Там же, с. 104.

3 ЦГАДА, ф. 1355, оп. 1, ед. хр. 542, л. 1.

4 ЦГАДА, ф. 1354, оп. 1, ед. хр. H-21 син. № 1.

5 ГАКО, ф. P-864, оп. 1, № 209-62.

6 Там же.

7 Там же.

8 Беляев И. Статистические сведения соборов и церквей Костромской епархии. Спб, 1683.

9 ГАКО, ф. P-864, оп. 1, № 209.

10 ЦГИА, ф. 598, оп. 10, д. 2265, л. 1-94, 97-162.

11 Воспоминания Блинова А.Н., 1912 г.р. уроженца села Ногина, записано Ойнасом Д.Б. в 1992 г.


Copyright © http://www.plyos.org
All rights reserved

admin@plyos.org