Некоторые материалы для биографии художника Адольфа Ильича Левитана, брата Исаака Ильича Левитана |
главная | экспозиции музеев | статьи | контакты | сервис | галерея | фото | история Плеса | форум | ссылки |
|
Ю.В. Стрельникова
О семье Исаака Левитана известно крайне мало. Тем более важными представляются некоторые новые сведения, касающиеся его старшего брата Адольфа (Авеля), который сыграл без преувеличения определяющую роль в жизни знаменитого художника, ведь именно брат, первым поступивший в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и с успехом там обучавшийся, так или иначе способствовал выбору творческого пути великого пейзажиста. Биография Адольфа Левитана до сих пор не привлекала внимание исследователей. Cведений, которые могли бы прояснить факты жизни и творчества старшего брата Левитана, сохранилось не очень много. В основном это упоминания в письмах, мемуарах об Исааке Левитане, архивных документах. Рассказывать о детстве Исаак Ильич не любил, даже близкие ему люди признавались, что ничего не знают о его родителях, братьях и сестрах. Мария Павловна Чехова вспоминала, что "сам И.И. никогда и ничего о родных и детстве не говорил. Выходило, как будто у него не было совсем ни отца, ни матери. Порой мне казалось даже, что ему хотелось забыть об их существовании. Рассказывал он только, что очень бедствовал ребенком…"1. Единственный родственник, о котором знали друзья Левитана, был старший брат. "Как ни странно,- пишет М. П. Чехова,- но я ничего не знаю о его детстве. Не знаю, кто были его родители, не знаю, были ли у него братья и сестры и сколько. Знала я только одного его брата, тоже художника, Адольфа"2. Адольф Левитан родился 25 июля 1859 года в посаде Кибарты близ Вержболово Сувалкской губернии (ныне Кибартай, Литва). В начале 70-х годов семья Левитанов перебралась в Москву. "Старший начал обнаруживать некоторые способности к рисованию,- пишет в воспоминаниях об Исааке Левитане петербургский журналист Семен Шпицер.- Отец, обратив на это внимание, определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Младший же сын - Исаак (впоследствии знаменитый пейзажист и академик), которому в это время было 9 лет, особенных склонностей к рисованию не обнаруживал. Через некоторое время, только потому, что старший сын уже учился в школе живописи, родители решили определить туда же и младшего сына"3. С 1871 года Адольф Левитан начинает обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его наставниками были В.Г. Перов, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов. За ученические работы в 1876 и 1878 годах награждался малыми серебряными медалями. В 1878 году окончил курс со званием учителя рисования в гимназиях. Вплоть до 1885 года Адольф Левитан ежегодно подавал в Совет преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества прошения для продления учебы и работы на большую серебряную медаль, однако безуспешно. В 1886 году он получил звание неклассного (свободного) художника. В период обучения в Училище братья жили вместе и, по всей вероятности, были очень дружны, хорошо понимали друг друга. По воспоминаниям Милорадовича, "Исаак и Адольф Левитаны из дома в Училище всегда ходили вместе. В это время я учился в старшем классе Училища с Адольфом Левитаном. Жил я на Таганке, а Левитаны - у Яузких ворот. Из Училища мы всегда возвращались домой вместе. Шли Чистыми прудами и на углу Яузских ворот сворачивали налево. Левитаны заходили в ворота дома, находившегося у Яузских ворот, а я продолжал дорогу один… В перерывах между занятиями… мы обыкновенно большой группой отправлялись пить чай… Наша группа состояла из меня, С.А. Коровина, А.П. Мельникова-Печерского, сына писателя, обоих Левитанов - Адольфа и Исаака, С. Светославского и других"4. Братьям непросто жилось в столице, приходилось перебиваться непостоянными заказами. Адольф успевал учиться в университете и в Училище5 и одновременно пытался раздобыть какие-то средства, например сдавал картины в московские художественные магазины Аванцо и Дациаро, которые охотно принимали на продажу и произведения начинающих художников. Как-то владелец фирмы Аванцо заказал Адольфу картину "Крестьянин Рязанской губернии за работой". По воспоминаниям журналиста Шпицера, фигуру крестьянина выполнял сам Адольф, а пейзаж, служивший фоном, - Исаак. "Когда работа была закончена, - пишет журналист, - Адольф отправился к торговцу, но каково же было его разочарование, когда Аванцо наотрез отказался принять эту работу. Делать было нечего, и так как нужны были деньги, то картину продали какому-то рамочному мастеру Грибенскому за 15 рублей"6. Тяжелое материальное положение неоднократно вынуждало братьев просить руководство училища освободить их от уплаты за обучение7. Финансовой помощи от руководства удостаивались оба брата как "оказавшие большие успехи в искусстве"8. В мае 1879 года в связи с выселением евреев после покушения на царя оба брата Левитана и их сестра с мужем вынуждены были переехать из Москвы на дачу в подмосковную деревню Салтыковку. Сохранился портрет Исаака Левитана, написанный братом 30 мая, по всей видимости, он был создан именно в Салтыковке. В настоящее время рисунок является частью экспозиции Государственного Русского музея. В 1880-е годы А. Левитан попадает в журнальную среду. В периодической печати того времени работали многие художники, не исключая академика Саврасова. С 1882 по 1886 год Адольф активно сотрудничает как художник-иллюстратор в журналах "Москва", "Будильник", "Радуга", "Эпоха", "Осколки". Надо сказать, что к работе в петербургском юмористическом журнале "Осколки" Адольфа Ильича привлек в конце 1885 года Антон Павлович Чехов, когда предложил издателю Н.А. Лейкину улучшить оформление еженедельника. Чехов, работавший в литературной редакции, пишет главному редактору: "Шлю Вам все, что успел выжать из своих мозговых полушарий, и даю отчет: Левитану заказ передан купно с наставлением"9. И уже 7 января 1886 года Лейкин высылает Чехову для Левитана темы рисунков. Адольф Левитан вместе с братом сотрудничали в издававшемся с 1882 года большом художественном журнале "Москва", в котором все иллюстрации были цветные. "Это была по тогдашнему времени довольно смелая и оригинальная затея,- пишет Михаил Чехов.- Были приглашены в качестве художников мой брат Николай, Н. Богатов, И. Левитан и другие <...> Некоторые рисунки в красках были положительно хороши"10. В редакциях юмористических журналов с Адольфом Левитаном знакомится в 80-х годах и Владимир Гиляровский. Братья Исаак и Адольф Левитаны вместе с Антоном и Николаем Чеховыми довольно часто бывали у В.А. Гиляровского11, у которого на память от художников осталось немало их работ, "свыше пятнадцати портретов В.А. Гиляровского имеется сейчас в собрании его семьи. Они выполнены маслом, акварелью; есть среди них и карандашные рисунки и наброски. В.А. Гиляровского писали и рисовали Н.И. Струнников, С.В. Малютин, А.М. Герасимов, А.И. Левитан, Г.С. Верейский, К.Ф. Юон и другие мастера"12. Сам Гиляровский пишет в дневнике: "1883 год. Над подъездом дома на углу Знаменки и Арбатской площади две вывески: "Литография И.И. Кланга" и "Иллюстрированный журнал "Москва"… В кожаном кресле сидит… художник Николай Чехов... Между двумя Левитанами, так похожими друг на друга, высится фигура бородатого и волосатого богатыря в черном сюртуке. Это любимый, тогда еще профессор Училища живописи, художник Саврасов..."13. Атмосфера, царившая среди сотрудников журналов, была полна юмора, остроумных шуток и розыгрышей. Адольф Левитан был завсегдатаем дружеских встреч. Журналист А.С. Лазарев-Грузинский упоминает о той "необычайной жизнерадостности, о которой рассказывали общие знакомые, дружившие с Чеховым в годы его студенчества, и, между прочим, брат известного пейзажиста, тоже художник, Адольф Ильич Левитан. "Во время наших пирушек Антоша был душой общества,- рассказывал Адольф Левитан.- Бог знает, чего только он не придумывал. Мы умирали от смеха"14. Несмотря на постоянную занятость как художник-оформитель, Адольф Левитан, вероятно, осознавал, что его талант несколько шире. Это видно из его письма к П.М. Третьякову от 28 сентября 1883 года. Он пишет: "Для усовершенствования себя в живописи, я решил во чтобы то ни стало уехать за границу: здесь я потерял всякую надежду выбиться из нужды и усовершенствоваться в своей отрасли. Зная Вас, многоуважаемый Павел Михайлович, за истинного мецената русской живописи и покровителя русских художников, я прибегаю к Вам с нижайшей просьбою сколько-нибудь помочь мне в отъезде за границу. Это единственно оставшийся у меня выход из моего положения… Остаюсь в полной надежде, что Вы, многоуважаемый Павел Михайлович, не откажете мне в какой-нибудь помощи. Всегда готовый к услугам А. Левитан"15. По всей вероятности, это прошение Адольфа не было удовлетворено Третьяковым. В 1886-1911 годах Адольф Левитан участвовал в деятельности художественного кружка "Среда" (Шмаровинские среды). Он много работал в техниках рисунка и акварели; писал портреты, пейзажи, жанровые картины, его произведения экспонировались на выставках Московского общества любителей художеств. В Общество передвижных художественных выставок А.И. Левитана так и не приняли. В 1895 году он баллотировался и не был принят, как это явствует из письма А.Е. Архипова к В.Д. Поленову: "Не приняты: Посполитаки, А. Левитан, Врубель, Яровой, Шанкс и Горохов"16. В середине 90-х годов А.И. Левитан состоял в творческом объединении Московского товарищества художников, устраивавшего с 1893 года "Выставки картин московских художников", а с 1896 года, после принятия устава, "Выставки картин Московского товарищества художников"17. В 1897 году на Передвижной выставке экспонировалась его картина "Идиллия"18. Интересно заметить, что именно на этой выставке не было произведений Исаака Левитана. После смерти знаменитого художника в 1900 году Адольф вступает в права наследства. Разбирает оставшиеся картины, наброски, рисунки, делая на них пометки, разыскивает неизвестные ему работы великого мастера, продает часть этюдов. Владельцы картин прославленного пейзажиста вспоминают, что некоторые этюды в их коллекциях покупались уже после смерти художника у его брата (А.П. Ланговой пишет: "…добавлю, что уже после смерти художника я приобрел у брата его хороший этюд, подписанный "Альпы", и четыре маленьких этюда, неподписанных…"19. Эта новая социальная роль Левитана-старшего, по всей вероятности, пришлась многим не по нраву. В.П. Лобойков пишет к Остроухову в 1901 году, справляясь о картинах для выставки: "В числе Левитановских картин на выставке, что были в Париже, есть одна помеченная в списке у Вас "собственность автора" - это "Весна" в 700 р. Куда ее послать? Я полагаю, что Вам. Но тут-то у нас торчит брат Левитана, который теперь имеет вид собственника оставшихся после худ. Левитана картин"20. Сейчас трудно сказать, в какой степени такое мнение было спровоцировано самим Адольфом, но, по всей видимости, его сильно недолюбливали. Из письма Н.К. Касаткина к И.С. Остроухову от 10 августа 1900 года: "Ад. Ил. Левитан был у меня - он желает иметь просто прикащика (так. - Ю.С.), который все должен делать за него"21. Что конкретно имелось в виду, непонятно, однако сам тон письма дает четкое представление о явном неприятии по отношению к Левитану-старшему. Тот же Касаткин пишет Н.Н. Дубовскому 6 декабря 1900 года: "Сегодня, идя в больницу, встретил Адольфа Левитана, передал ему ваше поручение. Он сказал, что на "Передвижной" ничего выставлять не будет из вещей брата и ищет картины, какие не знает"22. Вероятно, то, что Адольф Ильич по праву брата распоряжался наследием великого художника, вызывало ярко негативное отношение в художественных кругах. В 1901 году Серов пишет портрет Исаака Левитана, сам автор признавался, что позировал ему очень похожий на брата Адольф. Липкин вспоминает, что для ученической выставки памяти Левитана Серов дал "свой известный рисунок Левитана в шапке и пальто, очевидно, сделанный нарочно для нашей выставки… сказав при этом… "…как портрет?" Я замялся. Портрет мне казался не очень похожим, а лгать Серову не хотелось. Он меня сразу понял и нисколько не обиделся. "Да, - сказал он, качнув головой… - не умею писать без натуры. Шапка и пальто левитановские, а остальное - нет". Я сказал, что в самой позе есть что-то от Левитана, его движение. "Пожалуй, это есть, - согласился Серов, - а голова не вышла, писал с Адольфа и фотографии, не получилось, без натуры не умею", - еще раз повторил он"23. В 1902 году А. Левитан устанавливает памятник на могиле знаменитого брата. И.Л. Остроухов в письме к С.П. Дягилеву от 30 октября 1902 года сообщает, что в 8-м номере "Мира искусства" вкралась ошибка: "…автор статьи совершенно напрасно приписывает мне устройство памятника на могиле Левитана. Я здесь совершенно не причем. Памятник этот сооружен братом покойного, Адольфом Ильичем. Правда, друзья и почитатели покойного… собирались сообща устроить намогильный памятник покойному другу; но, узнав желание Адольфа Ильича соорудить таковой единолично, естественно должны были уступить ему это право"24. На сегодняшний день нам не удалось найти документов, уточняющих год отъезда Адольфа Левитана из Москвы, известно только, что это произошло после 1911 года. Сохранился каталог работ А. Левитана московской выставки 1911 года, которая состоялась в доме графини Васильевой-Шиловской по ул. Малая Дмитровка25. К слову, по названиям выставленных картин можно судить о жанрах, в которых работал художник: "Влюбленный Фавн", "Пан и Эрот", "Полифем и Галатея", "Тритон и Галена", "Дафнис"… Каталог состоит из двух частей: "Мифология" и "Буколика". Вместе с тем присутствуют и названия "На камне", "Под деревом", "Закат", "С козленком", "У скалы" - всего около 80 произведений. Временной отрезок с 1911 по 1924 год в биографии художника в настоящее время является самым неизученным. Что касается периода с 1924 года, то есть сведения, что в это время А. Левитан руководил Студией в Ялте. Будущий советский плакатист Александр Андреади (1907-1972), создавший в 50-х годах превосходную рекламу рыбных продуктов, парфюмерии и лекарств, обучался в Студии в течение трех лет, с 1924 по 1927 год. Вероятно, в 1927 году Студия прекратила свое существование. После великого крымского землетрясения 11-12 сентября Ялта опустела, многие покинули город в ужасе перед повторением природных катаклизмов. Как раз к этому периоду и относится знакомство с ним моей бабушки, Валентины Федоровны Стрельниковой (Овчинниковой), проживавшей с сыном в Ялте и уехавшей в Москву в 1927 году после упомянутых событий. Она рассказывала, что, как-то идя по Ялте, застала художника, прямо на траве расстелившего платок и доставшего яблоко и кусок хлеба. "Адольф Ильич,- всплеснула она руками.- Что вы тут делаете?" "Собираюсь обедать",- спокойно ответил Левитан. Далее мы приводим цитаты из его писем моей бабушке, датированных октябрем-декабрем 1927 года. Адольф Левитан прожил долгую трудную жизнь, он скончался в Крыму в 1933 году. Работ художника сохранилось не много, изредка они попадаются в частных коллекциях; в собрании Шуйского краеведческого музея хранится одно его произведение. Недавно на аукционе Ramat Gan картина художника "Коровы у реки" была продана за 26 тысяч долларов. 13.10.1927 Ялта …Что писать о Ялте? Город вымер и пустеет с каждым днем. Удручающий вид имеют сад и сквер: и при этом чудная, восхитительная погода! Какая злая ирония судьбы! Мне говорили, что имеется немало обратных переселенцев; человечки мечутся туда и сюда, как перепуганные прусаки. Толчки почти что прекратились, но… кто знает будущее? Не наши же полуученные ученые? Моя комната не пострадала, у меня потолок особенный (бетон и рельсы - она над террасою-площадкою). Получ. открытку от Р.А. Ничего радостного в Киеве. Нигде ничего радостного! Жму руку Вашу… А. Левитан 15.12.27 Ялта Ваше письмо, Валентина Федоровна, меня сильно взволновало: Ваше положение действительно ужасно. Ваш брат действительно "брат-абсурд", но… я все-таки думаю, что когда придет тяжелый час - он смилуется и пожалеет все-таки сестру… Людей нет, - это верно и это подтвердят за Вами многие… но, В.Ф., других не рожают женщины или не умеют воспитать… и с такими приходится мириться; надобно только как можно меньше требовать от них. Относительно изолированности я скажу, что Вы отчасти сами виновны в этом. Объяснюсь. Когда мы уезжаем, находясь на пароходе, нам кажется, что берег отходит от нас, а не мы от него. То же бывает и в жизни в отношениях с людьми: нам часто кажется, что другие отходят от нас или не подходят к нам в то время, когда мы сами ничего не делаем, чтобы сойтись с ними… В поведении других к нам мы часто видим отражение нашего собственного отношения к ним… Понаблюдайте, - и Вы может быть согласитесь со мною. Вы много спрашиваете с людей: нет "сверх-мущин", как нет и "сверх-женщин" и никогда и не было. Мы гораздо более "материальные", более "земные". <…> Вы, конечно, знаете мое мнение о религии. Это старинное, вошедшее уже у нас в плоть и кровь, суеверие, старинный предрассудок: я совершенно не разделяю Вашей наивной веры: Вы пишете, что если бы он не существовал, то такие как Вы давно погибли бы. Что Вы, В.Ф.! Есть очень много негодяев, патентованных негодяев, которые живут гораздо лучше Вас! И очень много хороших людей, которые погибают (в страшных мучениях болезни! Я нагляделся тут в Ялте на эту ужасную жизнь их!) На каждом шагу Вы можете видеть драмы, ужасные, доходящие до высокой трагедии или спускающиеся до пошлого водевиля… Раскройте глаза, освободитесь от мистического тумана, который скрывает правду: не бойтесь ее! В упор смотрите на вещи и… Вы ужаснетесь. Ведь на каждом шагу встречается "жизнь-бедствие", "жизнь-наказание". За что нам дано это наказание и на что это нам или другим нужно!.. И Вы видите какого-то Бога во всем этом!!. Что Вы!.. но довольно об этом… Еще великий Кузьма изрек: заткни фонтан, - дай и фонтану отдохнуть… Живу я, страстотерпец и великий грешник, очень тоскливо. Вы знаете, - Каширины скрылись из Ялты, знакомых - никого. Ни единой души возле меня! Другой, менее устойчивый за-пил бы: но я давно застыл в терпении, - окаменел. Но мне тяжело однако. Я теперь получаю персональную пенсию (в 40 р.). Эта пенсия спасает меня от голодания, но не спасает от нужды. Живи я в большом городе я мог бы подрабатывать, но здесь об этом и думать не-чего… Жму руку Вашу Ваш постоянный оппонент А. Левитан Поликуровская, 4 к. 26 [Приписка сверху:] Поклон Вадиму 1 М.П. Чехова. Письма. Документы. Воспоминания. М.: Искусство, 1956. С. 156. 2 Там же. С.156. 3 С. Шпицер. Письма. Документы… с. 137. 4 С.Д. Милорадович. Письма. Документы… С. 147-148. 5 И. Евдокимов. Левитан. 6 С. Шпицер. Документы… С. 140. 7 "Не имея ровно никакой возможности внести за право учения и желание продолжить курс учения, всепокорнейше просим Совет избавить нас от платы. Авель Левитан, Исаак Левитан". Прошение датировано сентябрем 1877 года. Письма. Документы… С. 113. 8 Из постановления Совета преподавателей Училища живописи, ваяния и зодчества. РГАЛИ, ф. 680, оп. 1, ед. хр. 293. 9 Письмо А.П. Чехова к Н.А. Лейкину от 5 января 1886 г. Чехов. ПСС. Т. 4. 1976. 10 А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1960. С. 75. 11 Е.В. Киселева А. Гиляровский и художники, 2 изд. Л., 1965. 12 Там же. 13 Цит. по: Е.В. Киселева А. Гиляровский и художники, 2 изд. Л., 1965. 14 А.С. Лазарев-Грузинский. Чехов в воспоминаниях современников. М.: Захаров, 2005. С. 272. 15 Письмо А.И. Левитана к П.М. Третьякову от 28 сентября 1883 года. ГТГ, Рукописный отдел, Ф. 1. Оп. 2090. 16 Письмо А.Е. Архипова к В.Д. Поленову от 18 марта 1895 года. ГТГ, Рукописный отдел, Ф. 54, Оп. 1237. 17 Фотография группы членов МТХ (середина 90-х гг). Рукописный отдел ГТГ. Ф. 143. Оп. 343-344, 348. 18 Копии протоколов общего собрания ТПХв. 16/XII 1870 - 15/II 1898. Постановление об экспонировании на выставке Товарищества картины А.И. Левитана "Идиллия" от 23 февраля 1897 года. ГТГ, Рукописный отдел. Ф. 69. Оп. 10. С. 117. 19 А.П. Ланговой. Письма. Документы… С. 186. 20 Письмо В.П. Лобойкова к И.С. Остроухову от 17. января 1901 года. ГТГ, Рукописный отдел. Ф. 10. Оп. 3547. 21 Письмо Н.К. Касаткина к И.С. Остроухову от 10 августа 1900 года. ГТГ, Рукописный отдел. Ф. 10. Оп. 3074. 22 Письмо Н.К. Касаткина к Н.Н. Дубовскому от 6 декабря 1900 года. ГТГ, Рукописный отдел. Ф. 65. Оп. 76. 23 Б.Н. Липкин. Из моих воспоминаний о Левитане. Письма. Документы… С. 224 24 Черновик письма И.Л. Остроухова к С.П. Дягилеву от 30 октября 1902 года. ГТГ, Рукописный отдел. Ф. 10. Оп. 184. 25 Библиотека ГТГ.
|